Свидетели Иеговы в нацистской Германии
Добавлено: 17 май 2012, 15:19
Ганс Гессе и Юрген Гардер.
Очерк преследований Свидетелей Иеговы при нацизме - в сокращении.
(Изд: Х. Шмидт. «Смерть приходила в понедельник», М., «Особая книга», 2009)
«В Библии часто подчеркивается, что человек обязан сопротивляться власти, действующей наперекор воле Бога».
(Магдалена Мейес, Свидетельница Иеговы, бывшая заключенная женского концентрационного лагеря Моринген.)
Вместо вступления
Всего несколько лет назад Свидетели Иеговы принадлежали к числу так называемых «забытых групп жертв». На то имелись многочисленные причины, так же как и в случаях других жертв гитлеровского режима — цыган, гомосексуалистов, мужчин и женщин, получивших клеймо «нежелательных элементов». В случае Свидетелей Иеговы определенная сдержанность в их отношении безусловно объяснялась еще и тем, что к ним давно и основательно прилепился ярлык «секты». У этого меньшинства нет и никогда не было собственного лобби, отстаивавшего их интересы. Напротив, дискуссии, касающиеся этого вероисповедания, казалось, неизменно порождали предрассудки, которые, мягко говоря, препятствовали объективному исследованию.
Но в последнее время условии проведения исследований изменились, и выражение «забытая группа жертв» уже не может считаться справедливым. Как и в отношении других меньшинств, этот сдвиг произошел не столько в результате сосредоточенных усилий ученых, сколько благодаря представителям самих жертв, — в данном случае филиала Общества Сторожевой Башни (Зельтерс, Германия). Можно надеяться, таким образом, что этот порожденный последними годами импульс окажет воздействие и на содержание мемориальных сайтов, так что, к примеру, существующие на них презентации будут пересмотрены и/или появятся специальные презентации, посвященные этой категории заключенных концлагерей.
Запрет
Предыстория преследования Свидетелей Иеговы («Исследователей Библии», или «Ревностных Исследователей Библии», как это вероисповедание именовало себя до 1931-го года) началась задолго до того, как национал-социалисты, или нацисты, пришли к власти в Германии. Уже к концу Первой мировой войны первые представители этого вероисповедания отказывались идти на военную службу, поскольку она противоречила библейской заповеди «Не убивай», а сами эти представители приняли решение воздерживаться от какой бы то ни было политической деятельности. И хотя люди, отказывавшиеся по религиозным соображениям от несения военной службы, о смертных приговорах еще не слышали, поскольку таковые были введены лишь при нацистском режиме, разного рода преследованиям они уже подвергались. Одних заключали в тюрьму, других насильно помещали в сумасшедшие дома, так как эксперты приходили к выводу, что они страдают некоей формой «помешательства на почве религии».
Со времени принятия этих ранних мер Свидетели Иеговы находились под присмотром властей уже постоянно. В слежке за «антигосударственной сектой» государственная власть тесно сотрудничала с властью церковной. В течение нескольких лет обе признанные церкви вступили в религиозные конфронтации с этим вероучением и потому рекомендовали «сколь возможно более широкое вмешательство».
Эти усилия поддерживались группами, выступавшими за благо «нации» и «народа». Так, нацистский идеолог Альфред Розенберг намекал в 1923-м, что Исследователи Библии подготавливают вместе с евреями «еврейское мировое господство». Аналогичные аргументы выдвигали и отъявленные антисемиты Дитрих Экарт и Август Фец. Август Фец даже примерял к Исследователям Библии некоторые из образов врага, которые использовались нацистской пропагандой. Он находил в их целях параллели целям «международного талмудического еврейства», «международного масонства», «международной социал-демократии» и «русского большевизма», — все они, как утверждали нацисты, стремятся к полному правлению над миром и порабощению его населения.
Отторжение Свидетелей Иеговы частью церквей было порождено спорами, которые начались в 1917-м году. Тогдашний президент общества Свидетелей Иеговы Джозеф Франклин Рутерфорд подверг новым и резким словесным нападкам церкви, которые он считал орудиями Сатаны. Обе признанные христианские церкви приняли контрмеры и провели лекционные компании, в ходе которых произносились предостережения против угрозы, представляемой «опасной сектой». Вследствие этих споров евангелисты учредили в 1921-м свой «Апологетический центр», а католики — «Апологетический отдел», который возглавил Конрад Алгермиссен. Оба эти учреждения были прямыми предшественниками таких теперешних учреждений, как «Евангелический центральный институт по делам идеологии», который осуществляет ныне так называемую «защиту от сект». Оба названных органа организовывали и координировали «оборонительное сражение» с Bibelforscher.
Образы, которые использовала против своих врагов националистическая пропаганда, скрывались за ширмой дискуссий официальными лицами как католической, так и евангелической церквей, причем обсуждались в той же огульной манере. Так, Пауль Браунлих, Генеральный секретарь Евангелического альянса, обвинял Исследователей Библии в том, что они получают деньги от большевиков, и выражал страх перед тем, что они доведут дело до «установления "советского режима"». Фридрих Лоофс, профессор теологии, считал их «американской злокачественной опухолью», которая «пагубна для национальных чувств». Католический писатель Фриц Шлегель даже назвал их «большевистским клубом» и «штурмовыми отрядами международного еврейства». В целом церковные оппоненты Исследователей Библии новых аргументов в своем «оборонительном сражении» не выдумали, они, скорее, использовали существовавшие предрассудки, утверждая, что Bibelforscher пагубны для самого существования государства и церкви.
Когда в начале 1933-го года к власти пришли национал-социалисты, националистическая пропаганда, равно как и церковная, стали представлять серьезно растущую угрозу для существования этого религиозного исповедания.
С точки зрения новых правителей само название «Международное Общество Исследователей Библии» указывало на коммунистические устремления организации. К тому же Свидетели Иеговы открыто отказывались служить в армии и даже позволяли себе высказываться против того, что считали политическим и социальным злом.
Поначалу нападки на Свидетелей Иеговы вызвали с их стороны лишь разнообразные попытки достичь с властями понимания, которое позволило бы организации этих верующих продолжать существовать в Германии. К примеру, международный характер их общества оправдывался тем аргументом, что Бог Иегова национальными границами не лимитирован, а его Откровение предназначено для всех людей, кем бы они ни были — «немцами, французами, евреями, христианами, свободными людьми или рабами». Противники Свидетелей объясняли эту чисто религиозную открытость политическими целями и использовали ее в своей пропаганде против Свидетелей, поскольку всеобщее равенство было несовместимо с расистскими установками национал-социалистической идеологии.
Здесь следует подчеркнуть то обстоятельство, что сопротивление Свидетелей Иеговы нацизму на том раннем этапе было, по характеру их действий, скорее реакцией, чем акцией, и действовать по-другому они начали лишь после их базельского конгресса 1934-го года или, может быть, несколько раньше. Грубо говоря, их подвергли запрету так быстро, что они не успели организовать никакого совместного сопротивления. И все же, несмотря на всю упомянутую выше риторику, остается только дивиться тому, что нацистские правители приступили к преследованиям Свидетелей так скоро и так яростно. Возникает очевидный вопрос: не существовало ли и других групп, также заинтересованных в запрете деятельности Свидетелей? Отвечая на этот вопрос, историк Гарбе ясно указывает на роль церкви и на ее тесное сотрудничество с нацистскими правителями: «Когда речь шла о "победе" над Bibelforscher, существовало единство целей, в том числе и после 30 января 1933-го, когда такая победа стала одним из элементов в мозаике, из которой образовывалось примирение между этими двумя [государством и церковью]». Это существовавшее «между государством и церковью понимание» общности цели, сводившейся к запрету Свидетелей Иеговы, наиболее ясно выражено в «обосновании» такого общегосударственного запрета, вступившего в силу 1 апреля 1935-го года: «Международное Общество Исследователей Библии... и в устных его словах, и в письменных... подлинным образом оскорбляет органы и государства, и церкви [курсив мой — Г. Г.]», подрывая тем самым «истинные основы нашего национального единства». Среди основ нацистские правители числили в то время и главные церкви страны. Реальная организация общегосударственного запрета была действием, в котором участвовали и две церкви, что делает их ответственными за те чисто человеческие последствия того запрета, выпавшие в дальнейшем на долю людей, против которых он был направлен.
Поначалу запрет был лишь региональным. Все началось в апреле 1933-го — с Мекленбург-Шверина, Баварии, Саксонии и Гессе. Он оправдывался принятым в неотложном порядке — 28 февраля 1933-го года — так называемым «Законом о поджоге Рейхстага». Затем, 24 апреля того же года, состоялась первая конфискация имущества главного офиса немецких Свидетелей Иеговы в Магдебурге. Обыски производились и в других офисах и типографиях. Деятельность их была запрещена, произведены аресты, а все найденные материалы реквизировались.
В меморандуме, направленном Рейхсканцлеру 26 апреля 1933-го года, руководство Свидетелей Иеговы просило его отменить закрытие офиса. В документе говорилось, что в состав их организации входят только граждане Германии. Свидетели пытались также убедить власти, что их организация никаких политических целей не преследует: «Как можно видеть из сказанного выше... Общество полностью стоит вне политики и полностью отвергает коммунизм как безбожный и вредный для государства». Но все оказалось тщетным. Хотя офис в Магдебурге был временно открыт после жалобы, поданной бруклинской штаб-квартирой Свидетелей Иеговы правительству США, вскоре последовали новые запреты в землях Баден, Липпи и Тюрингия, Ольденбург и Брунсвик. Эта череда событий продолжалась до середины июня — времени, к которому деятельность Свидетелей Иеговы была запрещена почти во всех землях за исключением Пруссии.
Прусские власти также попытались после нескольких неудачных попыток закрыть главный офис в Магдебурге и найти окончательное «решение проблемы Bibelforscher». С этой целью в Берлине, в ведомстве Полицайпрезидента, 29 мая 1933-го года было созвано объединенное совещание. По предложению прусского министра науки, искусств и государственного образования, на него пригласили представителей Рейхминистерства внутренних дел, прусского Министерства правосудия, Министерства иностранных дел, гестапо (Geheimes Staats- und Polizeiamt, Берлин), а также представителей церкви — епархии архиепископа Бреслау берлинской епархии и евангелических — «Высшего церковного совета» и «Апологетического центра». Все эти участники представляли собой враждебные Свидетелям Иеговы силы немецкого общества. Каждый из присутствовавших на совещании чиновников коротко изложил причины, по которым его орган власти недоволен Свидетелями Иеговы, и соображения данного органа относительно установления запрета на их деятельность. Некоторое время спустя, 24 июня 1933-го года, прусский Министр иностранных дел наложил на Общество Свидетелей Иеговы официальный запрет.
Немецкие представители организации Свидетелей Иеговы предприняли, однако, последнюю попытку отразить нападки на их вероучение. На встрече их делегатов, состоявшейся на спортивной арене Берлин-Вильмерсдорф, была принята декларация, которую затем направили Рейхсканцлеру и высшим лицам государства. В этом документе, получившем название «Вильмерсдорфская декларация», Свидетели Иеговы заявляли, что они лояльны по отношению к государству и потому надеются на отмену запрета. После долгих переговоров между правительствами Америки и Германии запрет был несколько смягчен — конфискация имущества Немецкой штаб-квартиры Свидетелей Иеговы была признана нарушением дружеских, торговых и консульских отношений между Германским Рейхом и Соединенными Штатами Америки.
Ho преследование Свидетелей Иеговы продолжалось. На их конгрессе, происходившем 7-9 сентября 1934-го года в Базеле, Швейцария, где присутствовало около 1000 Свидетелей Иеговы из Германии, было объявлено, что попытки примирения закончились неудачей. Кроме того, на конгрессе с обновленным воодушевлением приняли решение продолжить миссионерскую и проповедническую деятельность, не сокращая ее масштабов, а также приступить к созданию подпольной организации.
Для осуществления этой цели немецкий филиал организации Свидетелей Иеговы был реорганизован и разбит на более мелкие отделы. Свою позицию Свидетели выразили в новой направленной правительству Германии декларации: «Если наше правительство совершает над нами насилие лишь за то, что мы подчиняемся Богу, то кровь наша падет на вас и вам придется держать ответ перед Всемогущим Богом». Декларация была разослана по большому числу собраний Свидетелей Иеговы, а также направлена самому Рейхсканцле
ру Адольфу Гитлеру. Кроме того, в октябре 1934-го года правительству Гитлера были посланы тысячи телеграмм протеста.
Осенью 1934-го года Свидетели Иеговы, выполняя решения Базельского съезда, возобновили миссионерскую работу, сокращенную ввиду переговоров и усилий по ослаблению или полному снятию запрета, и их обновленная деятельность привлекла к ним гораздо большее внимание властей. В полицейском рапорте, датированном 4 ноября 1934-го года написано следующее: «Запрещенная деятельность «Международного Общества Исследователей Библии» в последнее время значительно усилилась. Отмечается все большее число случаев, когда мужчины и женщины обходят дом за домом, убеждая живущих там людей разделить их религиозные убеждения».
Вызванное усилением запрета на деятельность Свидетелей Иеговы повторное возникновение проблем объяснялось — помимо необходимости учитывать мнения других государств — еще и отсутствием в Германском Рейхе единой практики применения правовых норм, что заставило гоcударство поспешить с усилиями по введению на высшем государственном уровне «Рейх-запрета», который позволил бы в будущем придать уверенности местным чиновникам. Общегосударственный запрет был введен 1 апреля 1935-го года приказом Рейхсминистра и прусского Министра внутренних дел. Магдебургский филиал «Общества Сторожевой Башни, Библий и трактатов» был ликвидирован окончательно. Датированный 13 июля циркуляр сверху указывал правительствам земель Германии на необходимость конфискации всего имущества этого общества.
Формы сопротивления, использовавшиеся Свидетелями Иеговы
Первое серьезное столкновение произошло в связи с состоявшимися 5 марта 1933-го года выборами в Рейхстаг (парламент), от участия в которых многие члены «Международного Общества Исследователей Библии» уклонились. Такая позиция была следствием их религиозных убеждений. Начиная с 1920-го они видели в себе граждан еще не установившегося на земле Царства Бога и потому воздерживались от любой политической деятельности в рамках земных государств.
В дни Веймарской республики отказ от участия в выборах никаких проблем для них не создавал, но в начале 1933-го картина стала совсем иной. СА и другие организации НСДАП принимали решительные меры к тому, чтобы каждый обладавший правом голоса гражданин Германии был загнан на избирательный участок — это позволяло обеспечить демократическую легитимность нового правительства. Между тем, многие Свидетели Иеговы ни в этих выборах, ни в последовавших никакого участия не приняли. Государственные органы истолковывали их поведение как «антигосударственное» и не предпринимали попыток вмешательства, когда члены партии публично унижали и оскорбляли Bibelforscher — как мужчин, так и женщин.
Также Свидетели Иеговы считали святотатством культ Адольфа Гитлера и преклонение перед ним, как перед божественным «фюрером» Германии. Для них использование «германского приветствия» — «Хайль Гитлер» — было равнозначным отказу от веры. Нацисты, разумеется, относились к этой точке зрения без какого-либо понимания. Для нацистов само использование «германского приветствия» было средством постоянного контроля над умонастроениями общества и ритуалом выражения преданности нацистскому государству. Уже в 1933-м году отказ Свидетелей Иеговы использовать это приветствие приводил к арестам и дурному обращению со стороны как СА, так и Государственной полиции.
По тем же причинам Свидетели Иеговы во время праздников не вывешивали из окон своих домов флагов со свастикой. В маленьких городах это сразу позволяло определить, где живут Bibelforscherfamilien — как их семьи именовались на жаргоне нацистов. Отказывались Свидетели Иеговы и вступать в многочисленные массовые нацистские организации, посредством которых население страны обращалось в Volksgemeinschaft — народную общину, как называла это национал-социалистическая идеология. Они не вступали в партию, не отдавали своих сыновей в Hitlerjugend, не присоединились к NS-Volkswohlfahrt (NSV) или Reichsluftschutzbund и отказывались вступать в Deutsche Arbeitsfront (OAF). Эти отказы вскоре привели Свидетелей Иеговы и членов их семей к серьезным последствиям. Членство в DAF, нацистской замене распущенных профсоюзов, было, по существу, условием получения какой бы то ни было работы. Человек, не вступавший в эту организацию, обычно лишался работы, а, стало быть, и средств к существованию.
В добавление к этим и многим другим действиям Свидетели Иеговы с середины 1936-го года начали открыто выступать против самого Нацистского государства — используя не физическое насилие, но обычное их оружие, письменное слово. На состоявшемся осенью 1936-го года в Люцерне международном конгрессе, на котором присутствовало примерно 300 Свидетелей Иеговы из Германии, была принята «Резолюция». В ней говорилось о преследованиях Свидетелей Иеговы в Германии, и в качестве главного их виновника назывался Адольф Гитлер. «Резолюцию» напечатали огромным тиражом, разослали правительственным чиновникам и церковным властям и распространяли среди населения страны в ходе охватившей всю Германию кампании конца 1936-го — начала 1937-го годов.
Подобным же образом Свидетели Иеговы распространяли в первой половине 1937-го года разоблачительную брошюру, ставшую известной как «Открытое письмо». То был документ, подготовленный в Берне на основе свидетельств очевидцев дурного обращения со Свидетелями Иеговы. В нем описывались преследования, которыми они подвергаются, и подтверждалось, что принятые против них меры их не запугали.
Теперь Свидетели Иеговы с их многочисленными отказами, стремлением к мирному решению проблем и распространением антинацистской литературы ставили под сомнение основы нацистского государства, что потребовало принятия против них мер более суровых. Летом 1936-го года в гестапо был создан особый отдел для борьбы с Bibelforscher — «Исследователями Библии», — а в августе того же года начались массовые аресты. И гестапо удалось в очень короткий срок разрушить структуру сопротивления. После того как началась Вторая мировая война, преследования ужесточились. Особенно суровым наказаниям Свидетели подвергались в концлагерях. Вынужденные носить особый отличительный знак — лиловый треугольник — они составляли отдельную группу заключенных. Эти люди, терроризируемые, унижаемые, презираемые как «библейские черви» и оказывавшие идеологическое сопротивление, стали «предметом особой ненависти эсэсовцев».
Одним из орудий преследования, используемых против них, была так называемая «Декларация». Время от времени находившимся в концлагере Свидетелям Иеговы предлагалось подписать некий документ. Ниже приводится его стандартный текст 1938-го года:
«Я осознал, что «Международное Общество Исследователей Библии» провозглашает ошибочные учения и, прикрываясь религией, преследует враждебные Государству цели. Поэтому я прерываю все мои связи с этой организацией и считаю себя абсолютно свободным от учения этой секты. Настоящим я заверяю, что никогда больше не буду принимать никакого участия в деятельности «Международного Общества Исследователей Библии». Я буду незамедлительно сообщать о любом личном обращении ко мне с проповедью Исследователей Библии и о каждом, кто каким-либо образом обнаружит свою связь с ними. Любую литературу, которую Исследователи Библии будут направлять на мой адрес, я стану незамедлительно доставлять в ближайший полицейский участок. В будущем я обязуюсь высоко ценить Законы Государства, а в случае войны с оружием в руках защищать мое отечество и во всех отношениях присоединиться к народной общине. Я проинформирован о том, что при совершении мною действий, противоречащих настоящей декларации, и буду немедленно подвергнут предупредительному заключению».
Заключенным обещали, что, если они подпишут эту декларацию, их немедленно освободят. С другой стороны, отказ подписать ее с неизбежностью повлечет за собой продление срока их пребывания в концлагере. Данный метод использовался только против Свидетелей Иеговы, что и привело некоторых наблюдателей к ошибочному выводу, согласно которому Свидетели были «добровольными заключенными», поскольку, подписав декларацию, они могли выйти на свободу. Но это не совсем так. Освобождение заключенного одной его подписью не гарантировалось, он должен был также пройти «испытательный срок», в течение которого за ним наблюдали сразу несколько органов общей бюрократической системы.
Имели место случаи, когда Свидетелей, подписавших «Декларацию», не выпускали на свободу. Тем не менее, такое давление со стороны СС представляло собой тест для совести жертв и позволяло им публично продемонстрировать свой отказ приспособиться к нацистской системе. Впрочем, в большинстве случаев заключенные отказывались отступиться и подчиниться воле нацистских правителей. Таким образом, в глазах жертв «Декларация» обратилась в символ сопротивления, от которого они не отступались и в концлагерях.
Приблизительно из 25 000 приверженцев этого вероисповедания, живших в Германии при основании «Третьего Рейха», около 10 000 были в той или иной форме подвергнуты преследованиям (в их число входят и дети, которых отправляли в исправительные заведения или сажали на краткие сроки в тюрьму). Приблизительно 2 000 их попали в концлагеря, а около 1 200 умерли или были убиты.
До того как в 1939-м году началась война, Свидетели Иеговы составляли 5-10 процентов заключенных мужских лагерей, а в женских лагерях процент Свидетельниц вырос до пугающих 40 процентов. В женском лагере Равенсбрюк между Свидетельницами Иеговы и руководством лагеря 19 декабря 1939-го произошло столкновение, которое заслуживает особого упоминания. В этот день носившие лиловый треугольник заключенные почти единодушно отказались выполнять работу, которая была предписана им лагерным начальством, а именно — изготавливать кобуры (предположительно пистолетные) для армии. Они объяснили, что не станут участвовать ни в какой работе или деятельности, которая помогала бы войне. Отказ этих женщин выполнять связанную с войной работу привел к их трехмесячному заключению в карцер, наложенному руководством лагеря, которое усмотрело в позиции женщин провокацию и вызов, брошенный власти. Последствия этого заключения были такими, что весной 1940-го эти женщины получили прозвище «кладбищенская команда».
Источник http://pacificum.livejournal.com/48431.html