Храм

Храм

Сообщение Іван Безіменний » 04 июн 2012, 16:07

ХРАМ
Центр христианского культа — церковь (по-гре¬чески «кириакон» — «дом господень», или «эккле-сиа» — «народное собрание», или храм, буквально «дом»). Католические храмы в Польше и России на¬зываются костелами, а лютеранские — кирка-ми. В кирках нет ни окон, ни скульптур.
В церкви совершаются богослужения, чтобы верую¬щие могли вступить в общение с богом и получить «божественную благодать». Известный церковный авторитет Симеон Солунский поучал, что «в храмах
ЯВЛЯЮТСЯ божественные силы, совершаются чудеса, явления ангелов и знамения святых, исполняются прошения и даруются исцеления». Христианские богослужения состоят из таинств, молитв, священ¬ных песнопений, чтения «священного писания» и по¬учений. У православных богослужения бывают обще¬ственные: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия и частные: таинства, молитвословия, молебное пение на разные случаи.
Православный храм делится на три части: пред-храмие, или притвор (передняя часть), неф — ко¬рабль (средняя часть) и алтарь (от латинского выра¬жения «алта-ара» — возвышенный жертвенник). При¬твор, или паперть, представляющий крыльцо или крытую площадку, иногда переходящую в галерею, когда-то предназначался для «оглашенных», т. е. готовящихся принять христианство, и для «кающих¬ся» в грехах. В настоящее время притворы потеряли всякий смысл.
Алтарь у православных отгорожен от остального помещения иконостасом, состоящим из нескольких ярусов икон, расположенных по определенной «не¬бесной иерархии»: первый ряд сверху — предтечи — ветхозаветные праотцы, в середине бог Саваоф, вто¬рой ряд — пророки, в центре богоматерь, третий ряд—праздники, иконы, изображающие земную жизнь Иисуса Христа и богородицы, четвертый ряд — моления святых перед Христом и пятый ряд—мест¬ные святые. Перед алтарем расположен амвон — возвышенное место, с которого читаются тексты из Евангелия и произносятся проповеди.
При строительстве христианских храмов немало заимствовалось от устройства древнегреческих теат¬ров. Иконостас — это, по существу, задняя часть гре¬ческого театра, тот же фасад с тремя дверями, из ко¬торых центральная, отличающаяся особенно роскош¬ной отделкой, — «царские врата». Клиросы — это возвышение античного театра, на котором распола¬гался хор. На сооружение христианских церквей оказало влияние и устройство языческих храмов. Они ставились на костях принесенного в жертву человека, при освящении христианской церкви тоже когда-то под престол обязательно клали кусочек кожи или кости от мощей святого.
Когда христианство в IV веке н. э. стало господ¬ствующей религией в Римской империи, многие язы¬ческие святилища были превращены в' места хри¬стианского культа. Только в Риме до двадцати язы¬ческих храмов было переделано в христианские церкви. В VII веке один из «отцов церкви» Анаста¬сий писал: «Не превратился ли храм Аполлона в Ватикане в церковь апостолов, а храм Кастора и Поллукса на базарной площади в Риме — в церковь святых Козьмы и Дамиана? Разве Пантеон, который некогда был храмом всех идолов, не является теперь церковью девы и всех святых?»
Без особых изменений римский храм семи планет стал храмом Марии Ротонды. Лишь с портала сняли бронзу и перелили для украшения гробницы апо¬стола Петра. Колонны и мрамор языческих храмов использовались для украшения церквей. Постамент статуи императора Марка Аврелия обратили в пье¬дестал для статуи апостола Павла, египетские обе¬лиски увенчали крестами. В древнегреческом Парфе¬ноне, где был храм богини мудрости Афины Паллады, разместился христианский храм, в котором повесили икону святой Софии.
В богатом торговом городе Селевкии Афину Пал-ладу почитали как покровительницу и защитницу города от частых набегов его соседей. При введении христианства вместо Афины стали почитать муче¬ницу Феклу, якобы спасшую город от варваров. Поклонники Феклы по привычке приносили в ее храм ворон и петухов, которые ранее посвящались Афине. При входе по-прежнему продавали мыло, чтобы паломники могли омыться и войти чистыми в святилище. Церковь девы Марии в Марселе, находя¬щаяся недалеко от пристани, построена на месте древнего римского храма Дианы, который заменил еще более древнее капище финикийской богини Астарты. Церковь Марии расположена на холме и служит маяком для рыбаков. Когда они отправляют¬ся в море, то берут с собой «на счастье» камешки от подножия статуи Марии, стоящей перед храмом. В древности точно так же поступали финикийские, а затем римские рыбаки.
В VI веке папа Григорий I писал Августину, уполномоченному церкви в Британии: «Не следует

разрушать языческие храмы, а только идолов, освя¬тив воду, окропить ею храмы, соорудить в них алтари и поставить мощи. Говорят, что народ имеет обыкно¬вение приносить в жертву быков, надобно, чтобы этот обычай обратился бы в христианское торжество. Пусть приводят своих животных, которые будут уби¬ваемы не как жертвы дьяволу, но для христианской трапезы».
Смешение христианства с язычеством особенно сильно проявилось при строительстве церквей на Руси. Церкви и часовни строились, как правило, в языче¬ских священных рощах. Духовенство устраивало «явление икон» на почитаемых язычниками деревьях. «Повелиши рубати церкви и поставляши по ме¬стам,— говорится в летописи, — где же стояху ку¬миры. И постави церков... иде же стояще кумир Пе¬рун».
В 1953 году в Киеве во время раскопок было обнаружено языческое святилище, на месте которого в X веке была построена Десятинная церковь. В XI веке около города Ростова на месте, где стоял каменный идол Белее, был построен Богоявленский монастырь. В Новгороде церковь святого Власия была построена на месте мольбища богу скота Ве-лесу. В ней находилась очень древняя икона, изобра¬жавшая этого святого, окруженного лошадьми, коро¬вами, овцами, свиньями.
В некоторых местах Древней Руси были громад¬ные каменные глыбы, служившие предметами рели¬гиозного культа. Им давали разные названия: Конь-камень, Баран-камень, Свинья-камень. Такие назва¬ния еще встречались в Саратовской и Новгородской губерниях в XIX веке. Эти каменные глыбы почита¬лись защитниками от разных бедствий, и к ним об-ращались с просьбой уберечь от несчастий. На месте таких священных камней нередко воздвигали церкви. Около церкви в селе Ивановском Одоевского уезда Тульской губернии до 1917 года было два почитае¬мых камня: Баш и Башиха. В Петров день, после молебна божьей матери Умиления, верующие кланя¬лись им и оставляли деньги, шерсть, холсты, которые потом забирал священник. Некоторые называли эти камни «Бог» и «Божиха», иные рассказывали, будто татарский сановник Баш с женой Башихой перед Смертью крестились, и на их могилу сами пришли и легли эти камни, а кое-кто утверждал, что если ударить по ним, то ослепнешь, а из камней потечет кровь. Остатки старинного культа камня местная церковь умело приспособила для извлечения выгоды. Подношения приурочивались к Петрову дню, ибо имя Петр в переводе с греческого означает — «камень».
Христианские храмы так же, как и языческие, считались земными жилищами небожителей. Один из «отцов церкви» Иоанн Златоуст писал: «В храме невидимо присутствует сам бог». Названия церквей показывают, кому посвящен храм: Петропавлов¬ский— апостолам Петру и Павлу, Андреевский — святому Андрею, Никольский — святому Николаю. В храме обычно находится икона этого святого. По¬толки в некоторых христианских храмах украшены изображениями солнца, звезд, что является пережит¬ком поклонения небесным светилам.
Как и языческие храмы, христианские церкви расположены алтарями на восток. Еще у древних египтян запад был местом жительства злых духов, потому что там лежала пустыня — область самумов (песчаных бурь). Святой Кирилл Иерусалимский поучал: «Запад есть место видимой тьмы, сатана во тьме имеет державу свою».
В алтаре христианских церквей так же, как в языческих храмах, имеется жертвенник. На жертвен¬ном столе священник готовит «святые дары» — хлеб и вино, причащение которыми в христианском культе заменило жертвоприношения.
Ф. Энгельс писал: «...обычай жертвоприношения так глубоко вкоренился в нравы народов, что като¬лицизм, восстановивший так'много языческого, счел нужным приспособиться к этому обстоятельству введением хотя бы символического приношения да-ров» Ч Христианский культ целиком основан на жертвоприношениях: ладана, воска, масла (елея), хлеба и вина. Архимандрит Сергей Химбаро писал в XVI веке, что в православный алтарь приносят мясо, сыр, хлеб, овощи, мед для освящения.
Священнодействия в христианской церкви так же, как и в языческом храме, имеют магическое значение.
1 К. .Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 22, стр. 477.

Храм божий —это территория, на которой якобы кончается влияние «нечистой силы». При освящении католической церкви на полу вдоль обеих диагона¬лей писали алфавит, для того чтобы непрерывным и последовательным рядом букв создать., непреодоли¬мую защиту от бесов. Когда-то верили, что если пра¬вославный священник раскроет царские ворота в алтаре с молитвой: «Двери отверзи нам, пресвятая богородица», — то после этого якобы быстрее начнут¬ся роды. Это пережиток древних верований, согласно которым подобное должно вызвать подобное.
Симеон Солунский писал, что «в вещах церков¬ных приходит благодать божья». Все культовые предметы, начиная от богослужебных книг и кончая чашей для причастия, имели будто бы чудодействен¬ную силу. Так, скоба от церковных дверей, штука¬турка от часовни якобы могут лечить болезни, зола из церковного кадила исцеляет от лихорадки и пьян¬ства, вода с печатки, которой штампуют просфоры, помогает от «сглазу», вода с девяти икон излечивает от бессонницы. В Древней Руси приносили в церковь соль и клали ее под престол, чтобы она приобрела целебную силу.
Верующие приписывали церковной утвари сверхъ¬естественные свойства амулетов и талисманов. Аму¬лет в переводе с латинского означает «привеска», предмет, носимый людьми на теле как колдовское средство, предохраняющее от вредного влияния, уда¬ляющее злых духов. Талисман — предмет, якобы мо¬гущий приносить счастье и удачу. Христиане верили, что, прикоснувшись к церковной утвари, можно по¬лучить «благодать». В старину некоторые наиболее чтимые амулеты были превращены в христианские святыни. Так, воронежская икона божьей матери «Знамение» в Преображенском соборе города Пав¬ловска была написана внутри большой морской ра¬ковины, которую до этого почитали как амулет.
Зажжение светильников и лампад перед иконами, курение ладана, коленопреклонение и падение ниц, обеты, богатые приношения в пользу церкви были и в языческих храмах.
Широко распространенный в языческом мире обы¬чай инкубации, состоящий в том, что верующие про¬водили ночи в храме в надежде получить избавление от болезни или же откровение как ее излечить, В IV веке перешел к христианам, которые проводили у мощей мучеников недели и месяцы, ожидая исце¬ления.



Богослужение в церкви во многом напоминает культовые действия, проводившиеся в -храмах еги¬петской богини Исиды. Жрецы показывали верую¬щим «святые дары», свечи, устраивали совместные трапезы, на которых вкушали хлеб и вино, совер¬шали исповедь, соблюдали посты и т. д. Когда като¬лические монахи попали в Тибет, то они крайне уди¬вились, встретив у ламаистов дарохранительницу, колокола, кадила, кропила, посох, ризы, благослове¬ние правой рукой, молебны, «святую воду», «изгна¬ние бесов», исповедь и обряды, напоминающие хри¬стианские таинства — крещение и причащение.
Монахи были удивлены тем, что ламаистские ко¬робочки с молитвами, потрясая которые, верующие ламаисты как бы читают молитвы, основаны на том же принципе, что и христианские четки. По ним мо¬нахи считают число совершаемых поклонов и молитв.
V православных четки называются лестовкой или вервицей. Лестовка — небольшая лента или шнур с нанизанными 103 шариками, называемыми бабоч¬ками.
У мусульман такие четки состоят из 100 шариков, обозначающих сто имен Аллаха.-
Дворянство и купечество в царской России соору¬жало церкви на потертые мужицкие пятаки, укра¬шало золотом, серебром и драгоценными камнями иконостасы. «Праведно живет — с нищего дерет да на церковь кладет», — говорил народ. — «Иконы кра¬сит, а людей грабит».
К началу 1917 года в России было 68 897 церквей и часовен (храмы без престола). Строительство только Исаакиевского собора — одного из замечательнейших зданий в мире — стоило около 25 млн. рублей.
В храмах духовенство проповедовало покорность помещикам. В Москве в Государственной Третьяков¬ской галерее висит картина известного русского ху¬дожника В. Г. Перова «Проповедь в селе». Священ¬ник поучает верующих словами Евангелия «Несть бо власти, аще не от бога». Носители этой власти сидят перед амвоном, охраняемые дворецким, который от¬талкивает от господ старуху-нищенку. Старый помещик сладко спит. Молодая помещица, заслоняясь молитвенником, кокетничает с наклонившимся к ней молодым дворянином. На лице стоящего в первом ряду бедняка-крестьянина с двумя оборванными детьми написано недоверие к словам священника. Он почесывает голову в ответ на убеждения проповед¬ника покаяться и возлюбить господ. Картина, напи¬санная в 1861 году, разоблачает священников, этих духовных приказчиков помещиков, использующих религию как орудие угнетения трудящихся и затем¬нения их сознания.
Многие помещики прикрывали свой хищнический паразитизм, жестокость и разврат ханжеским благо-честием. Таков главный персонаж романа М. Е. Сал¬тыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Порфирий Головлев, прозванный родными Иудушкой-кровопи-вушкой. В письме к своей племяннице, которой он предлагает стать его любовницей, этот святоша ссылается на волю бога: «Сегодня я молил и просил боженьку, чтобы он оставил мне мою Анниньку. И боженька мне сказал: „возьми Анниньку за пол-ненькую тальицу и прижми ее к своему сердцу"». Иудушка всегда рассчитывал на молитвы как на средство достижения успеха в своих грязных делиш¬ках. «Иудушка... был набожен и каждый день посвя¬щал молитве несколько часов. Он знал множество молитв, и в особенности отлично изучил технику мо-литвенного стояния».

Источник:
Л.И.Емелях "Происхождение христианского культа". Лениздат 1971 год.
Аватара пользователя
Іван Безіменний
Старожил
 
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 02 мар 2012, 14:43
Откуда: Україна
Верования: Християнин
Конфессия: Свідки Єгови
Пол: Мужской

Вернуться в Загальновизнане християнство

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11

cron