Церковное язычество

Церковное язычество

Сообщение Іван Безіменний » 04 июн 2012, 16:08

ЦЕРКОВНОЕ ЯЗЫЧЕСТВО
Христианский культ имеет большую и сложную историю. Первоначально «христианство не знало ни-каких вносящих разделение обрядов, не знало даже жертвоприношений и процессий классической древ-ности» '.
Отрицание феодальным христианством языческих праздников и обрядов имело прогрессивное значение, так как они закрепляли реакционные патриархально-общинные и рабовладельческие социально-экономиче¬ские отношения и отжившие быт и нравы. Постепен¬но церковь ввела свои праздники, обряды и обычаи, которые начали изменяться в середине XI века в связи с разделением христианства на две церкви — западную (римско-католическую) во главе с римским папой и восточную (греко-православную), управляе¬мую патриархами — константинопольским, иеруса¬лимским и другими. Различия в обрядах были вызва¬ны расколом и -последующей изоляцией церквей друг от друга. Так, у католиков крещение совершается об¬ливанием водой, а у православных — погружением в воду, католики используют для причащения облатки из бездрожжевого теста, а православные — просфоры из квасного теста.
Христианство вобрало в себя многие местные .ве¬рования и обряды, что привело к образованию в За-падной Европе «католического язычества», а в Во¬сточной Европе «православного язычества». После крещения Руси наступил длинный период двоеверия: смешения христианства с язычеством. Славяне про-должали ходить молиться под овины, к священным
'К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 19, стр. 313.

деревьям, озерам, сходились на языческие игрища. Многие чтили и священника, и волхва, но от встречи со священником нередко уклонялись, считали это недоброй приметой. Профессор богословия Москов¬ской духовной академии Е. Е. Голубинский в первом томе «Истории русской церкви», изданном в 1904 году, признавал, что «наибольшая часть верований, празд¬неств и обычаев языческих осталась в народе... Он еще весьма немало удерживает в своей вере и в сво¬ем быту остатков язычества».
Православие называли «обрядоверием» из-за мно¬жества обрядов. Они были необходимы церкви, так как эти внешние выражения религиозных представ¬лений и возбудители религиозных эмоций наиболее сильно воздействовали на людей. «Верующим пода¬вай блеску, пестроты, театральной пышности, картин-ности, музыкальности, величественной таинственно¬сти, эффектов освещения... — писал Д. И. Писарев.— Празднества, процессии, облачение священников и причетников, убранство храмов — все это было рас-положено так, чтобы поражать чувство и воображение поклонников»'.
Блещущее позолотой убранство храма, свет лам¬пад и свечей, пышные одеяния, одурманивающий аро¬мат благовоний оказывают сильное влияние на орга¬ны чувств верующих: на зрение — необычная архи-тектура храма, таинственное освещение его, иконы, кресты, облачение духовенства; на слух — звон и пе¬резвон колоколов, слова молитв, хор певчих; на обо¬няние — синеватый кадильный дым, ладан, миро; на вкус — просфора, вино; на осязание—-целование предметов культа, рук священника и т. д.
Писатель В. В. Вересаев отмечал, что сила и зна¬чение обряда состоят в том, что он дает уже готовое русло для теснящихся в душе человека чувств, из¬бавляя его от необходимости искать в минуту силь¬ной эмоции путей для их проявления.
Общие чувства верующих на молениях рождаются с помощью массового самовнушения. Религиозные обряды, носящие эмоционально-насыщенный харак¬тер, то празднично-торжественный, то мрачный и скорбный, сопровождаемые песнопениями и музыкой,
1 Д. И. Писарев. Соч., т. III. СПб., 1904, стр. 525.

способны растрогать до слез и привести в блаженное состояние. Священники произносят проникновенные слова, утешая молящихся. Все это приводит к болез¬ненной экзальтации и фанатизму..
Разнообразен арсенал средств, применяемых ду¬ховенством для создания у верующих религиозного настроения. Это и общие богослужебные обряды, к которым относятся освящение хлебов, вина и елея (смесь масла, вина и душистых веществ), и помазание верующих елеем, и освящение воды накануне и в праздник крещения, и вынос креста для особого по¬клонения в крестопоклонную неделю великого поста, и крестный ход в первый день пасхи. Существуют также частные религиозные обряды: наречение хри¬стианского имени младенцу в первые дни по рож¬дению, погребение, пострижение в монашество, мо¬лебствия просительные, благодарственные, заупокой¬ные, молитвы на освящение жилища, пищевых про-дуктов, учения, путешествия, по случаю засухи, мора, нашествия неприятеля.
Духовенство выделяет еще так называемые симво¬лические религиозные обряды: благословение свя-щенником молящихся крестным знамением, целова¬ние благословляющей руки священнослужителя и икон, зажжение перед иконами свечей и воскурение перед ними фимиама, поднимание рук на молитве и поклоны.
Огромное значение православная церковь придает совершению семи таинств — крещению, миропомаза¬нию, причащению, покаянию, елеосвящению, браку и священству, которые теперь все больше и больше тол¬куются как символические действия, обозначающие тесное единение христианина с богом.
Всякое обрядовое действие в конечном счете яв¬ляется символом, в котором воплощаются представ¬ления и понятия, образы и идеи, вызывающие у лю¬дей переживания. Известный русский историк В. О. Ключевский называл эту символическую осо¬бенность обряда «обрядословием», указывая на то, что церковь действует на верующих искусством древ¬нейших обрядов. Сами церковные службы с их пени¬ем сохранили многое от древнеязыческого культа. Даже число главных лиц, участвующих в православ-ном богослужении, как и число актеров в греческой трагедии, одинаково: три. Протагонист был заменен священником, девтерагонист — дьяконом, тритаго-нист — псаломщиком.
Многие христианские обряды, по существу, явля¬ются языческими театральными действиями. Эти язы-ческие представления сохранялись в средневековой церкви Западной Европы в спектаклях на религиоз¬ные сюжеты — «мистерии Ветхого завета», «мистерии страстей», «мистерии историй апостолов», которые ча¬сто являлись переделками языческих праздничных театральных действий.
В XVI—XVII вв. в православных храмах устраи¬вались инсценировки: «пещное (печное) действо», «действо страшного суда». «Пещное действо» про¬исходило в предрождественскую субботу и представ-ляло собой «чудесное» спасение трех отроков, поса¬женных по приказу халдейского царя в «пещь огнен-ную» за отказ поклониться золотому тельцу.
Особенно большой театральностью в средневеко¬вой России отличался обряд въезда патриарха в Кремль на осле, совершавшийся в память въезда мифического Христа в Иерусалим. До наших дней в православии сохранился обряд омовения ног, со¬вершаемый в кафедральном соборе «в великий чет¬верг» страстной недели в память тайной вечери, на которой Иисус Христос омыл ноги своим ученикам. Первый из священников изображает апостола Петра, а последний — Иуду Искариота. Архиерей прекло¬няет колено перед каждым из 12 священников и целует им руки, священники целуют митру и руку архиерея в знак смирения. В католической церкви апостолов изображают не священники, а нищие.

Источник:
Л.И.Емелях "Происхождение христианского культа". Лениздат 1971 год.
Аватара пользователя
Іван Безіменний
Старожил
 
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 02 мар 2012, 14:43
Откуда: Україна
Верования: Християнин
Конфессия: Свідки Єгови
Пол: Мужской

Вернуться в Загальновизнане християнство

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13

cron