Душа - одно из немногих понятий, традиционно связанных с любой ступенью развития человеческого общества. В первобытной культуре, в недрах анимизма начали формироваться наши бытовые, традиционные представления о функциях и возможностях существования души человека. Душа как причина жизни, ее существование после смерти, уход в страну мертвых, существование душ животных, растений, предметов, теория временного отсутствия души у спящих духовидцев - все эти суждения в какой-то мере характерны как для человека прошлых эпох, так и для современного. Представление о душе переходило от эпохи к эпохе, от культуры к культуре, приобретая характер где религиозного учения, где эстетического, а где и учения психологии или парапсихологии.
Религиозные представления могут приоткрыть завесу, показать и объяснить многие философские и обыденные представления о душе в Древней Греции, разъяснить ее изображения в произведениях искусства и литературы. Мистерии же претендовали на раскрытие секрета обретения блаженного бессмертия. Мистическое обретение залога бессмертия, будущего избавления от страданий, длительных очищений или перерождений преступает законы могущественной судьбы, побеждает фатализм, выходит за рамки причинно-следственных отношений. Магическое очищение происходит в одночасье; созерцание божества становится уподоблением божеству: завтра мы умрем и тут же станем богами. Наконец, адепт мистического культа, по большому счету, является лишь пассивным реципиентом даруемого ему спасения; от него требуется лишь покорность на время мистерии и строгое соблюдение правил — все остальное сделает божество. Чудо совершается на небесах.
Искусство, изображающее душу, характеризуется синкретичностью, т.е. оно неотделимо от религиозной сферы жизни человека. Наиболее характерно в этом отношении искусство первобытного общества и древних цивилизаций, с присущей ему'символикой души, ее изображения.
В основном образ души в Древней Греции связан с образами птицы, ауры, с видом крови, бабочки, дыхания, персонифицирован в образе Психеи, ее изображают и схематически (в виде уменьшенной копии человека).
Греки считали, что душа человека отлетает через его рот в тот момент, когда наступает смерть. Они изображали это символически на саркофагах в виде бабочки, вылетающей из личинки. Позже они использовали крылатую фигуру психеи, которую Апулей персонифицировал в своих «Метаморфозах». Аналогичным образом изображалось и «наделение» человека при его рождении живой душой, принимавшей облик маленькой крылатой человеческой фигурки.
Таким образом, представления о душе в античности питал гуманизм греческой культуры, с ее идей полноты жизни как гармонии телесности и духовности, культом живого, здорового, прекрасного тела, любви к земной жизни, тонкого интеллектуализма, высокой оценки разума.
Душа или дыхание, а также умственные и эмоциональные свойства локализуются, например, у гомеровского человека в каком-либо отдельном органе: в диафрагме - умственная деятельность, в сердце - эмоции, в крови -душа, в печени - жизнь.
На ранних ступенях развития философии, например, в системе пифагорейского миросозерцания душа понималась как бессмертное демоническое существо, падшее в земной мир и, в наказание, заключенное «под стражу» в «темницу» — тело.
У пифагорейцев и орфиков утвердилось учение о самостоятельной ценности души человека и ее вечности. Возникло учение о переселении и перевоплощении душ, совершающих круговорот рождений вместе с периодическим воспламенением вселенной. Гераклит трактовал душу (психею) как нечто огненное. Огонь - одухотворяющее, мудрое и благородное начало, а вода — низменное.
Согласно атомистическим воззрениям, душа состоит из мелких и крупных атомов. Душа есть то, что доставляет живым существам движение.
Демокрит видел в душе, во-первых, движущее начало, а во-вторых -орган ощущения и мышления. Душа, по Демокриту, состоит из шарообразных атомов. Он утверждал, что неделимые шарики, никогда не оставаясь в покое, двигаясь самостоятельно влекут за собой и приводят в движение все тело. Но античному материализму свойственна была и материализация души: душа не только рассматривалась в единстве с телом, но и сама обладала особой телесностью.
Человеческая личность как отдельный человек существует еще и телесно, воплощенно, то есть живет «во плоти». Это обстоятельство характеризует его природную основу. Человек рождается, выходя из материнского лона, он живет и растет, испытывая радости здоровья и горести болезней, он уходит из жизни, покидая свои бренные телесные останки, как бы возвращая их природе. В основе этого круговорота телесности многие мыслители усматривали душу и отводили ей одно из главных мест в своих трудах. Если рассматривать классически период развития древнегреческой философии, то мало кто из философов этого периода обходил тему души в своей концепции человека и мироздания.
Сократ был, вероятно, первым в Европе, у кого была ясная и связная концепция души, как понимаем ее мы, то есть души как разумной и моральной сущности, ответственного агента в правильном или неправильном знании и действии.
Платон развивал идеалистическое учение о душе в классической для всей последующей идеалистической философии форме. Душа для него — вечная «идея», бессмертная сущность, отделенная от тела. У Платона существует вполне отчетливая дифференциация внутри души различных ее частей — разумной, обращенной к идеям, аффективно-волевой, обращенной к вожделению. При этом каждая способность индивидуальной души есть ни что иное, как образ и истечение универсальной мировой души. Тело Платоном понималось не просто как обитель души, благодаря которой тело живет, но, скорее, как могильный склеп, или как тюрьма души.
Аристотель, как великий систематизатор античности, синтезировал воззрения на душу своих предшественников. Для него душа и тело неотделимы друг от друга, как форма и материя; душа - организующий принцип органической жизни. Каждая область или уровень органических функций имеет свою душу. Тело - это организм, поскольку оно совокупность органов или орудий души; душа - сущность тела. Поэтому учение о душе Аристотеля - это общее учение о жизни и ее функциях, включающее органические ее отправления, так же как и сознательная жизнь.
Таким образом, можно сделать вывод, что в древнегреческой философии классического периода были рождены все основные идеи, по-разному объясняющие сущность и роль души. Последующие философские воззрения так или иначе возвращались к идеям древнегреческих мыслителей, наполняя их новым - современным - содержанием.
В философии стоиков учение о душе является частью физики. Человек состоит из тела и души. Душа - тоже тело, но тело «пневматическое», также душа состоит из пяти органов чувств, органа речи, органа воспроизведения и руководящей части, место нахождения которой — сердце. Оно - носитель духовных функций: представления, суждения и умозаключения, чувствования и хотения.
Эпикур же, являясь последователем атомизма Демокрита, утверждал, что душа, как и тело, состоит из тонких частиц, рассеянных по всему нашему телу, и «очень похожа на ветер». Когда разлагается тело, с ним вместе разлагается душа, она перестает чувствовать и прекращает свое существование как душа. И вообще ничто бестелесное нельзя мыслить, кроме пустоты. Отсюда по Эпикуру следует, что душа не может быть бестелесной.
Установленная направленность изменения представлений о душе в культуре Древней Греции имеет форму спирали, в которой понятие «душа», трансформируясь, под влиянием различных факторов, с каждым витком приобретает новые формы, но не теряет прежнего смысла, следовательно, отношение к душе претерпевает эволюцию вместе с эволюцией самого человека как социального существа.
Таким образом, именно благодаря стремлению человека объяснить существование души возникают религиозные верования и мистические культы, то и другое связано с чувственной стороной жизни человека и стереотипизируется в виде символов и образов души, представленных в искусстве. Из желания человека дать понятие, определение душе, создать систему философских взглядов, где ее существование будет доказано или опровергнуто, появляется философия как таковая. Естественно, мы можем говорить о древних мифологических представлениях, всевозможных религиозных и философских учениях о душе, но так же необходимо признаться, что хоть один раз в жизни каждый человек задумывался о существовании собственной. Эту идею человек впитывает с «молоком матери», как и ментальность своего народа, в детстве закрепляет сказками, а затем «отшлифовывает» ее религиозными и философскими учениями. Пока существуют такие понятия как жизнь, смерть, бог и т.д. идея души будет волновать людей и изображаться ими в художественных произведениях искусства, как это было в античной культуре.
Год:
2009
Автор научной работы:
Скобелева, Валерия Александровна
Ученая cтепень:
кандидат культурологии