"Се человек..."

"Се человек..."

Сообщение Alex » 26 ноя 2018, 01:45

Эта фраза Пилата, сказанная им на суде, часто трактуется так, как будто бы сам римский наместник, представляя Иисуса после бичевания, апеллирует к чувствам и жалости беснующейся толпы*: «Слова же «се, Человек!» могут быть понимаемы в двояком значении. С одной стороны, Пилат хотел этим восклицанием сказать, что перед иудеями стоит человек совершенно ничтожный, которому разве только в насмешку можно приписывать попытки завладеть царской властью, с другой, он хотел возбудить в людях, не окончательно ожесточившихся, сострадание ко Христу» А.П.Лопухин.

*Примечание. Другие выражают мысль, что Пилат, играя на их патриотических чувствах, делал всё, чтобы сами иудеи, увидев униженное состояние Иисуса, могли понять, что он как римский правитель может сделать с ними и их «царем»: «Пилат вывел Иисуса Христа в такой позорной одежде, чтобы иудеи, видя такое бесчестие своего врага, удовлетворились этим и успокоились» Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н). Толкование Евангелия от Иоанна. И это действительно было отчасти так, болезненно переживая господство язычников над собой, иудеи возможно бы сами совершили суд над Иисусом, не вмешивая в него кого-то еще из посторонних правителей, чем пережить такой публичный позор, таков был один из расчётов Пилата.

Однако контекст может указывать совсем на другое. Приписывание Пилату, что он взывает к некой человечности в иудеях, и что они непременно отзовутся на такой аргумент, как кажется, присущ больше поздним толкованиям (во времена т.н. появления и расцвета гуманизма) и скорее всего в меньшей степени был присущ тогда. Вот действительно, если Пилат будет относиться к каждому туземцу (иудею), как к человеку, как он будет исполнять свои обязанности? Но рассмотрим контекст происходящего. Как сообщает Лука, после некоторого торга, а также после аудиенции Иисуса у Ирода, Пилат предлагает следующие решение:

«Пилат в третий раз спросил: - За что? Какое зло сделал этот человек? Я не нашел за Ним никакой вины, за которую Он мог бы быть приговорен к смерти. Я накажу Его и отпущу!» (Лк.23:22;IBS).

С точки зрения Пилата решение вполне логичное и должно было удовлетворить иудеев. Действительно, Ирод не нашёл никакой вины, нет никаких доказательств, что Иисус что-то делал против Рима. Наказание подразумевало, что «преступник» будет бичеван как смутьян и возмутитель общественного порядка, в назидание остальным. Это заодно укажет всем иудеям Его неправоту, что будет способствовать оттоку от него людей. И стало очевидно, что Пилат начал придерживаться этого плана:

«Тогда Пилат приказал бить Иисуса. Солдаты сплели из веток терновника венок и надели его на голову Иисусу. Они одели Его в красную мантию, подходили к Нему с возгласами: - Да здравствует иудейский царь! - и били Его по лицу» (Ин.19:1-3;IBS).

Если рассмотреть более подробно данный эпизод, то получается примерно так. Пилат ну никак не хочет влезать во внутренние разборки среди иудеев. Это ему не выгодно, так как при этом он сам может остаться крайнем в этом вопросе (они все между собой, в конце концов, договорятся, а виновным «назначат» римского наместника). Дав согласие на ночной арест Иисуса, Пилат, скорее всего и отчасти, желал «вбить клин» в позиции иудейской верхушки и иудейского общества, однако этого не получилось (такая его позиция как бы и прослеживается на суде в словах: «Царя ли вашего распну?» Ин.19:15, где он апеллирует к внутренним установкам и чувствам иудеев).

Выйти из этой ситуации он намерен следующим образом. Арестованного и при участии римских властей Иисуса (а значит и с согласия Пилата), он предлагает наказать и отпустить. На что-то другое он не согласен.

После неудачного предложения отпустить Варавву, Пилат отправляет Иисуса на бичевание, и пока исполняется это действие, он продолжает разговор с иудеями. В этот момент Пилат еще раз оглашает свою позицию и всё идёт к тому, что сейчас он вот-вот отпустит Иисуса. Убедительных доказательств для Пилата иудеи не предоставляют, а просто настаивают на своём.

Принудить Пилата поступить как-то еще у иудеев напрямую нет возможности. И вот экзекуция закончилась и Пилат выводит Иисуса перед народом (толпой), чтобы огласить приговор. Приговор начинается со слов: «Се человек…». С этих первых же слов иудеям становится понятно, чем всё сейчас закончится. Тем, как и намеревался сделать наместник – отпустить Иисуса. Это, очевидно, и вызывает неистовство разъяренной толпы, поэтому они просто взрываются криками, да так, что следующие слова Пилата уже не слышны. Понимая это, сам Пилат уже останавливается и не продолжает свою речь.

«Пилат вышел еще раз и сказал иудеям: - Смотрите! Вот, я вывожу Его еще раз, чтобы вы убедились, что я не нахожу в Нем никакой вины. - Вот, человек, - сказал Пилат, когда Иисус вышел в терновом венке и в пурпурной мантии. Как только первосвященники и стража увидели Его, они закричали: - Распни! Распни Его!» (Ин.19:4-6;IBS).

Другими слова саму речь и первую фразу Пилата обрывают на полуслове. Свидетели и очевидцы понимают и слышат только её первая часть и не более: «Вот человек…». Каким образом Пилат хотел закончить её, остается неизвестным, возможно так: «Вот человек, в котором я не нахожу никакой вины достойной смерти и отпускаю его». Однако возгласы толпы не дают ему сделать это, прерывая его.

Данная, мало заметная мысль, как бы отражается в современных и более точных переводах евангельских текстов: «Вот этот человек!» (Ин.19:5; Российское Библейское Общество, а также ряда других переводов напр. перевод под ред.Кулакова). После такой фразы остается вопрос: Ну и?, вот этот человек и что?, что дальше то? только непонятная пауза и всё? Хотя в конце данной фразы, при переводе, ставят восклицательный знак, показывая тем самым, что её следует понимать как утвердительную, однако понять её можно и по-другому.

В последовательном повествовании трудно выделить несколько одновременно происходящих событий (т.к. текст пишется буква за буквой). Это можно сделать, расставив метки показывающие время исполнения событий и приоритеты исполнения того или иного сдействия. В тексте евангелия от Иоанна это сделано с помощью слов: «как только … так сразу», т.е. как только произошло вот это, сразу последовало то-то и то. А из написанного ап.Иоанном следует следующее: как только вышел Иисус, так сразу раздались крики. А значит, что там кто-то говорил еще в этот момент, уже не является важным и было вообще не услышано. Тем более, что сам правитель находился, очевидно, на некотором расстоянии от толпы, а свидетели и очевидцы среди кричащих и возмущающихся людей, т.е. происходящее вне толпы заглушалось их криками.

Такая подробность передаёт всю ту эмоциональную обстановку в наивысшей своей точке*. Перечитывая несколько раз этот эпизод, и принимая во внимание выше сказанное, начинаешь ощущать весь накал страстей, кипевший тогда. Всю ту ненависть, какую питали к Иисусу элиты и «праведники», соблюдающие закон, всё их негодование и желание устранить эту «преграду» со своего пути.

*Примечание. И действительно, вот отпусти Пилат Иисуса, получается, что сама иудейская верхушка не права, особенно в глазах иудейского народа (завистники и неудачники, от которых отвернулся Бог). Из этого следует, что ни у кого, на суде не было никаких претензий к Иисусу, а повторно что-либо выдвигать становится проблематично. Для этого должно пройти некоторое время, смениться правитель (вот вряд ли Пилат стал бы рассматривать дело повторно без явных доказательств, тем более что иудеи его подставили под удар и народный гнев), должен накопиться «материал», т.е. факты, свидетели и очевидцы, ну и т.д. Что тогда останется в «сухом остатке»? То, что своими делами (чудесами) и проповедью Иисус явно осуждает иудейские элиты, и положительный приговор Пилата еще больше будет способствовать этому, с чем ну никак не могли бы согласиться они. Для них или всё или ничего, поэтому о никакой жалости не может быть и речи, их устраивала только осуждение и/или смерть.

Так передать накал страстей невозможно было бы, если не быть самому свидетелем всех этих событий. Поэтому можно предположить, что сам ап.Иоанн был непосредственным очевидцем всего происходящего. Из дома первосвященника, после ночного заседания синедриона, он вместе со всеми, очевидно, следует и до резиденции Понтия Пилата. Там он и наблюдает весь суд и творящееся на нём. Конечно, в памяти всплывают не вяло текущие действия, а наиболее яркие эпизоды, повлиявшие на весь ход событий. Их то и отразил ап.Иоанн в своём евангелии, показывая, что несмотря на первоначальные желания и устремления Пилата, всё пошло так, как и было предсказано свыше.
Alex
Пользователь
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 23 ноя 2016, 02:37
Верования: христианин
Конфессия: внеконфессионал
Пол: Мужской

Вернуться в Спілкування по темі

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13

cron