Если же соль потеряет силу…

Различные аспекты христианской жизни. Случаи из жизни.
Правила форума
Уважение и толерантное отношение к собеседнику обязательно.
Резкая критика и враждебные выпады в сторону собеседников и их верований не приветствуются.
Сообщения явно провокационного и враждебного содержания по отношению к собеседникам и их верованиям будут удаляться без предупреждения.

Если же соль потеряет силу…

Сообщение Alex » 24 ноя 2019, 12:36

«Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу…».

Данное выражение Иисус адресует своим ученикам и тем, кто последует за Ним (Мф.5:13; Мк.9:50; Лк.14:34). И здесь вроде бы всё понятно, однако с современной точки зрения остаётся вопрос: как соль вообще может потерять свою силу? Ведь это практически не возможно. Как утверждают исследователи этого вопроса:

«Соль всегда представляла особую ценность для человека. Недаром в Риме говорили, что для человека нет ничего лучше, чем солнце и соль. «Главное из всех потребностей в жизни человека – вода, огонь, железо, соль...», – сказано в Книге Иисуса Сираха (39.32). Солью приправляли пищу, придавая ей вкус. Благодаря соли люди могли делать запасы пищи, в жарком климате очень быстро портившейся. Соль употреблялась в качестве удобрения, повышавшего урожайность почвы. Новорожденного натирали солью, а кроме того, ею также посыпались все жертвы, приносившиеся Богу, даже дрова для жертвенника.

Соль также была распространенной метафорой для знания, мудрости, остроумия, мира и дружбы («есть вместе соль»). Раввины сравнивали с солью Закон, поэтому соль символизировала и сам Договор Бога с людьми. Земля в этом контексте означает не почву, а мир, человечество (ср. ст. Мф.5:14 и 16; см. также Мф.10.34; Лк 12.49; Быт 11.1), хотя есть комментаторы, которые предпочитают понимать это слово как «почву», а следовательно, соль как питающую и удобряющую субстанцию.

Итак, мы видим, что соль могла символизировать очень многое, и неизвестно, в каком именно значении употребил это слово Иисус. Может быть, ученики, как соль, должны спасать мир от разложения и гибели или способствовать тому, чтобы мир не оставался бесплодным, а приносил Богу обильный урожай. Возможно, здесь тот же смысл, что и в притче о дрожжах: малое их количество дает большой результат – так и щепотка соли преображает пищу, придавая ей вкус. Можно понять это сравнение и по-другому: как жертва посыпалась солью, так и ученики, будучи солью, должны отречься от себя и полностью посвятить себя Богу. На такой смысл указывает предыдущий текст, говорящий о гонениях и страданиях. Но как бы мы ни понимали эти слова, в целом смысл ясен: ученики Христа столь же ценны для мира, как соль.

Если соль перестанет быть соленой – дословно: «если соль станет глупой». Вероятно, перед нами буквальный перевод с арамейского, где, как и в еврейском, пресность ассоциировалась с глупостью, а соль – с мудростью. Слов о потере солености долгое время не понимали, потому что не могли взять в толк, как соль может стать несоленой. Но, во-первых, соль, которую добывали из Мертвого моря, имела очень много минеральных примесей, по внешнему виду не отличающихся от самой соли. Под влиянием влаги она легко разлагалась, но по-прежнему казалась солью. Во-вторых, это слово употреблено в метафорическом и парадоксальном смысле (ср. Мф.6.2; 7.3-5; 8.22; 19.24; 23.24). Иисус назвал Своих учеников солью земли, но предупредил их, что, если они будут жить по стандартам этого мира, добиваясь верховенства, они могут потерять главное, что делает соль солью – ее соленость. И этого уже нельзя будет вернуть. Чем возвратишь ей вкус?! – эти слова могут быть поняты в ином смысле: «чем тогда ее [землю] посолить?!» Что бы ни значили эти слова, общий смысл понятен: несоленая соль ни на что не годна, ее больше не используют, а выбрасывают вон, под ноги людям, как нечто бесполезное и презираемое. Ее постигает участь бесплодных деревьев, их ведь тоже срубают и бросают в огонь. Возможно, в этой маленькой притче содержится полемика с фарисеями и учителями Закона, которые, считаясь мудрыми и учеными, не только не вели людей к Царству, но даже стали препятствием на пути к нему (ср. Мф.23.13). Отныне соль не они, а ученики Христа. Но в этих словах заключено и серьезное предостережение Церкви: если Израиль перестал быть солью земли, то и христиане, не исполняющие своего назначения, могут быть отвергнуты, ведь Бог беспристрастен и у Него первый может стать последним (ср. Рим 11.19-24).

Но вероятнее всего соль, если она не могла потерять свою соленость (силу) здесь не употреблялась как некое невозможное событие. Спаситель не задаёт риторический вопрос типа: «разве соль может потерять свою силу?», нет. Поэтому, скорее всего Спаситель ссылается на хорошо известный пример из жизни. И действительно как отмечает портал https://ru.wikipedia.org/wiki:

«Соль сама по себе, хлорид натрия, не может утратить свой вкус, поэтому неметафорически выражение «соль не солона будет» не имеет смысла. Некоторые полагают, что во времена Иисуса соль была очень грязной, отчасти из-за несовершенства методов солеварения, отчасти из-за того, что недобросовестные торговцы добавляли в неё другие вещества. Другие толкователи считают, что именно невозможность ситуации и была целью — поскольку так это лучше запомнилась бы слушателям. Слова «не солона будет» можно перевести с греческого как «станет глупой», однако в обратном переводе на арамейский обе фразы будут звучать одинаково. В раввинистической литературе соль была метафорой мудрости, и поэтому, возможно, в оригинале имела место игра слов: «соль (мудрость) станет глупой».

«Известно изречение в Талмуде, приписываемое рабби Иешуа бен Хананья, который говорил, что скорее мул принесет жеребенка, чем соль потеряет свой вкус. Но, во-первых, это речение более позднее и, возможно, ставит своей целью оспорить слова Иисуса. Во-вторых, известно, что соль, которую добывали из Мертвого моря, имела очень много минеральных примесей, по внешнему виду не отличающихся от самой соли. Она легко вымывалась, но по-прежнему казалась солью. В-третьих, это слово употреблено в переносном, парадоксальном смысле. Перестанет быть соленой – дословно: «сделается глупой» … У Матфея Иисус назвал Своих учеников «солью земли» (Мф 5.13), но здесь это речение обращено к толпе потенциальных учеников. Израиль, переставший быть солью, станет глупым в библейском смысле этого слова. Недаром позднейший иудаизм понял слова Иисуса о несоленой соли как угрозу Израилю». В.Н.Кузнецова.

Из практики и фактов, установленных опытным путём известно: (как отмечает портал: https://icocnews.ru/):

«В этой связи необходимо отметить, что соль, используемая в этой стране, не производится кипячением чистой соленой воды, не добывается из карьеров, а извлекается из болот вдоль побережья, как на Кипре, или из близлежащих соляных озер, высыхающих летом, как например, озеро в пустыне, к северу от Пальмиры, и большое озеро в Джебулле, на юго-востоке Алеппо.

Мандрелл, посетивший озеро в Джебулле, говорит нам, что нашел соль, совершенно «потерявшую свою силу», и то же самое встречается среди развалин на Усдуме и в других населенных пунктах, связанных с каменной солью, в южной части Мертвого моря. В самом деле, это хорошо известный факт, что соль в этой стране, при контакте с землей, или под дождем и солнцем, действительно становится безвкусной и бесполезной. Из-за технологии её сбора вместе с ней собирают много почвы и других ненужных примесей. Немалый объем является неочищенной смесью, и её нельзя использовать, так что такая соль скоро высыхает и превращается в пыль. Она не только не может быть использована, но уничтожает плодородность почвы, куда бы она ни попала, и это является причиной, почему её бросают на дорогу. Существует своего рода словесное правдоподобие в порядке, в котором Господь наш упоминает действие: «выбросить вон» и «попираемая ногами причиной тому является испорченная соль, которую тщательно выметают, выносят и выбрасывают на дорогу. Ей нет места в доме, дворе, саду или где-либо ещё. Ни один человек не позволит ей быть брошенной на своем поле, и единственное место для нее — это улица, и там она будет попираема ногами людей.

Но если соль потеряет силу, что может случиться в Иудее, и у нас есть доказательства от господина Мандрелла. Он, описывая Соляную долину, говорит так: «Вдоль одной стороны долины, по направлению к Гибулу, есть небольшой обрыв в два человеческих роста, возникший в связи с постоянным забором соли; в нем вы можете увидеть, как лежат её слои. Я отломал от нее кусок, ту часть, которая подверглась воздействию дождя, солнца и воздуха. И хотя она искрилась и имела частицы соли, она полностью потеряла свой вкус. Этим я доказал, что внутренняя часть, которая была связана с жилой, сохранила свою соленость».

Суммируя выше сказанное можно отметить, что вероятно в те времена методы добычи соли не позволяли получать чистую соль (натрий хлор) без примесей, таких как соли кальция, калия и других минеральных веществ. Соль извлекалась из поверхностных залежей вместе с другими минеральными веществами, присутствовавших там. Из курса химии известно, что разные минеральные вещества имеют разную растворимость в воде (как его количество, так и скорость). Некоторые из них растворяются очень хорошо, даже при малейшем соприкосновении с ней. Другие растворяются хуже или вообще не растворяются в воде.

При отсутствии в те времена холодильников, продукты (свежевыловленную рыбу, мясо, птицу и т.д.) сохраняли в условиях жаркого климата, тем, что полностью посыпали их солью или клали на слой соли, засыпая ей же сверху. Быстрорастворимые фракции соли (такие как сама соль – натрий хлор) быстро растворялись и впитывались во влажный продукт. Остальные, по виду напоминавшие соль оставались на поверхности. При извлечении продукта остатки соли, вернее то, что уже напоминало соль, удаляли с поверхности, стряхивая и ссыпая их обратно.

Понятно, что чем чаще клали продукты в одну и ту же емкость с «солью», и чем дольше продукты находился там, тем больше соли (натрий хлор) растворялось на его поверхности, проникая внутрь продуктов. Со временем, хорошо растворимая соль постепенно извлекалась, оставаясь на продукте, а те фракции, которые плохо растворялись и не были, по сути, нужной солью (натрий хлор), оставались и стряхивались обратно в емкость. Соли в емкости со временем становилось все меньше и меньше, так как она растворялась на поверхности продукта. Даже если подсыпать со временем соль в емкость, количество натрий хлора, а значит, и солёность уже в какой-то момент не увеличивалось из-за большого остатка других минеральных веществ. Поэтому по истечении какого-то количества времени не было никакого смысла досыпать в такую емкость дополнительную порцию соли. Ёмкость просто вытряхивали и насыпали туда новую соль.

Вероятно, с данными особенностями встречались многие при обращении с солью в быту и при использовании её как консервирующие средство в условиях жаркого климата. Это был хорошо известный и самое главное понятный пример. С течение времени, когда технологии производства соли изменились, так что состав современной соли состоит на 95 – 98% из натрий хлора, понять данный пример стало затруднительно. И это произошло именно потому, что мы перестали добывать соль как во времена Спасителя, а не потому, что Иисус ссылается на нечто невозможное.
Alex
Пользователь
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 23 ноя 2016, 02:37
Верования: христианин
Конфессия: внеконфессионал
Пол: Мужской

Вернуться в Общение по теме.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron