«…соберешь ему на голову горящие уголья»

Различные аспекты христианской жизни. Случаи из жизни.
Правила форума
Уважение и толерантное отношение к собеседнику обязательно.
Резкая критика и враждебные выпады в сторону собеседников и их верований не приветствуются.
Сообщения явно провокационного и враждебного содержания по отношению к собеседникам и их верованиям будут удаляться без предупреждения.

«…соберешь ему на голову горящие уголья»

Сообщение Alex » 14 авг 2020, 13:18

Само это выражение (см. Рим.12:20) часто вызывает некое противоречивое чувство. Процитируем его целиком:

«"Если твой враг голоден - накорми его, если он хочет пить - дай ему напиться. Поступая так, ты соберешь горящие угли ему на голову"»*.

*Примечание. «Этот стих – почти точная цитата из Притч 25.21-22. «Этим ты заставишь его гореть со стыда» (др.перевод прим.автора) – По поводу понимания этих слов шли споры. Вот основные точки зрения: 1) … что это отложенная форма мести: если накормленный враг остается врагом, то его наказание в День Суда будет более суровым. В таком случае христианин действительно собирает ему угли Божьего гнева на голову. 2) … что угли – символ мук стыда. Враг, тронутый добротой христианина, будет гореть со стыда и раскаяния. 3) Кроме того, известен древний египетский ритуал, во время которого кающийся грешник нес на голове блюдо с горящими углями в доказательство искренности своего раскаяния. Многие толкователи считают, что автор Книги Притчей знал этот обряд и отразил его в своем тексте … при помощи этой яркой метафоры апостол призывает не мстить врагу, но проявить к нему действенную любовь. Таргум на этот текст Притчей добавляет, что в таком случае враг превратится в друга. Но Павел не говорит об этом, как не обещает исправления и раскаяния грешника …». В.Н.Кузнецова.

Получается, что христиане являются как бы мстительными, пусть и не впрямую, но всё же, и делая как будто бы добро недругу, готовят ему изысканную месть – подпалить врага горячими угольями. Однако здесь, конечно же, речь идет совсем о другом. Ап.Павел использует хорошо известное для иудеев выражение, которое имеет своё начало еще в самом Законе Моисея, в Законе который иудеи должны были соблюдать по определению, чтобы достичь для себя лучшего (благословений, участия Бога в их жизни и делах и т.д. и т.п.):

«Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Исх.23:4,5).

Понятно, что израильтяне жили в среде себе подобных (в большинстве своём среди людей происходивших от единого предка Авраама и Иакова) и всякого рода взаимную неприязнь, а и иногда возникающие сложные отношения между людьми необходимо было улаживать. И к этому побуждал и даже обязывал Закон, обязанность идти навстречу друг другу касалась обеих сторон разного рода мелких конфликтов, возникающих, по сути, между буквальными братьями (далекими родственниками).

«Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь» (Лев.19:17.18).

Какова же цена соблюдения этого постановления Закона? Среди израильтян, наверное, каждый желал получить благословения от Бога, находиться или быть среди тех, кто удостоиться особой чести сейчас (на тот момент в настоящем) или потом в будущем. Поэтому разного рода мелкие ссоры, недопонимая и даже материальные потери, ни в коем разе ни стоили бы будущих благословений, этим легко можно было бы пренебречь, если устремить свой взор в предстоящее, а не сосредотачиваться только на здесь и сейчас. Устремить взор на Бога, который воздаст, т.е. иметь веру. И, вероятно, именно об этом говориться уже намного позже в Притчах, на что и обращается там внимание:

«Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие], ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе*». (Прит.25:21,22).

*Примечание. «Увещание благотворить нуждающемуся врагу есть развитие мысли законодателя Исх.23.4–5, в несколько сокращенной форме оно приводится и у Апостола (Рим.12.20;сн.Мф.25.35)». А.П.Лопухин.

Вероятно, на этот закон и его исполнение, как на составную часть чего-то более важного, и ссылается Спаситель в Мф.5:21-24:

«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака"*, подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».

*Примечание. «Гнев, как правило, внешне проявляется в том, что человек обзывает другого бранными словами. Дурак – буквально: «рака́»; это арамейское слово означает человека пустоголового и тупого, … Тот, кто скажет: «Отступник!» По поводу второго слова есть споры. Большинство считает, что перед нами греческое слово «море́» (звательный падеж слова «моро́с»), имеющее то же значение, что и первое, и даже может быть, что евангелист, сохранив первое слово без перевода, затем дает нам его перевод. Другие же полагают, что «море» – это тоже еврейское слово, значащее «буйный, непокорный» (ср.Втор 21.18-21), и тогда оно скорее всего значит «отступник от веры». Но в любом случае надо помнить, что в Библии дураком называется не человек со слабыми умственными способностями, но тот, кто полагает, что может прожить без Бога (Пс.14(13).1; 53(52).1; Мк.7.22)» В.Н.Кузнецова.

Здесь Иисус несколько уточняет смысл, данный ранее в Законе, и призывает слушателей, исполнять его не так как это делается в обычной на тот момент практике, даже среди старательных фарисеев. Спаситель указывает на данное обстоятельство, говоря до этого следующее: «…если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф.5:20). Эти слова, образно говоря, призывают не выносить каких-либо судебных решений на ближнего, приписывая ему мотивы и действия, за которые тот обязательно будет как бы осужден Богом. Так поступать нельзя по отношению к ближнему, тем более соверующему (а тогда, в случаи иудеев, с братом, ибо их всех как народ избрал Бог).

Но почему? Ответ как итог всей проповеди: «…чтобы вам быть истинными сыновьями вашего Небесного Отца. Он ведь повелевает солнцу светить и злым, и добрым и посылает дождь как на праведных, так и на грешных … будьте совершенны, как совершенен ваш Небесный Отец» (Мф.5:43-48;IBS). Если Бог продолжает терпеть и не выносит каких-либо судебных решений, до поры до времени, то также должны поступать и мы. Это особенно касалось скорых на суд иудеев, выставлявших свою праведность на показ и унижая других, делая их менее значимыми в своих глазах и окружающих (см Мф.6:1 и далее 6 гл.). Однако только Бог решает, кто и какое место займёт в будущем Царстве (Мф.20:23) и такое поведение даже праведника (соблюдающего Закон до мелочей) со стороны выглядит, по крайней мере, неуместным, если не кичливым.

Из этого можно сделать вывод, что месть среди братьев, да еще и такая как угли на голове, вряд ли представлялась буквально. Скорее это можно понять так, «что угли – символ мук стыда. Враг, тронутый добротой …, будет гореть со стыда и раскаяния» В.Н Кузнецова. И действительно, ведь он то не исполнил закон и продолжал гневаться на ближнего, т.е. продолжал считаться его своим врагом, недругом, оставался тем, кто не желает иметь дело с братом … и т.д. и т.п.

На это, так или иначе, указывал Закон, но как мы знаем, закон был дан только потомкам Израиля и в последствии не распространяется на всех. Однако с тех времён мало что изменилось. Со временем христианство вышло за пределы одного народа, и спасение стало доступно всем. Подобно как для иудеев, которые происходили от одного предка Иакова, так и все люди происходят от одного предка Адама. По сути, такой же совет ап.Павел дает и тем, кто пришел к Богу через Христа. Все они считаются «сынами Божьими» (Рим.8:14), а значит друг другу как братья.

Именно к группе таких соверующих и был обращен совет ап.Павла. Он был направлен, прежде всего, на преодоление собственных грешных наклонностей, например, считать ближнего ниже себя, на том простом основании, что «я … лучше, умнее, праведней, … да и вообще все они какие-то странные, каждый со своими особенностями и т.д. и т.п.».

С другой стороны, понимая выше сказанное, Павел указывает и на более широкое применение этой заповеди. Как обратил внимание Спаситель: «…Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф.5:46,47). Т.е. своё поведение, миролюбивый нрав и добрые по отношению к окружающим намеренья и т.д., должны быть явно видны и другим людям. Тем, которые не разделяют наших взглядов и даже нашу веру. И это мы можем видеть в словах апостола:

«Никому не воздавайте злом за зло, а делайте только доброе всем людям. Если возможно с вашей стороны, живите в мире со всеми» (Рим.12:17,18;IBS).

В даваемом ап.Павлом совете не идёт речь о буквальных врагах и гонителях христианской веры или о явных отступниках, нет. Для этого есть другие указания в Писаниях. Однако если продолжить рассуждать на эту тему, то выходит, что, правильно понимая своё место в устройстве Бога, мы будет всегда вести себя подобающе. И сам Господь нам дал для этого пример, Иуда, рассуждая о поведении некоторых, говорит следующее:

«Но когда архангел Михаил соперничал с дьяволом, споря с ним о теле Моисея, он не позволил себе осудить его с оскорблениями. Он лишь сказал: "Пусть Господь запретит тебе". Эти люди клевещут на то, чего не знают, а что они знают от природы, как неразумные животные, тем они себя разрушают» (Иуда 9,10;IBS).

Разве не было никаких оснований упрекнуть дьявола в его делах? (ср.Зах.3:1-4). Наверное, более чем достаточно, однако Господь повел Себя иначе и совсем по-другому, чем можно было бы ожидать. Это же подтверждает и ап.Пётр (2-Петр.2:10-11;IBS):

«Это особенно относится к тем, кто идет на поводу низменных желаний своей натуры и презирает власть. Такие люди дерзки, надменны и даже не боятся злословить славу, тогда как даже ангелы, которые намного сильнее их и наделены гораздо большей властью, не обвиняют их с оскорблениями перед Господом».

Ссылаясь на эти примеры, Иуда и Петр хотели подчеркнуть смысл Божьих заповедей и указаний при наставлении христиан. И действительно среди соверующих нет таких как дьявол (иначе они не соверующие), и уж тем более мы не должны поступать с ними настаивая только на своей «справедливости», «праве», своём особом положении и т.д. А уж какие «уголья» зажжет Господь на их головах (буквальные или не буквальные), если у нас все же возник конфликт, решать не нам. Мы хотим и должны исполнять своё, пройти свой путь в вере, укрепляя её и жить в соответствии с ней, ведь суд находится только в руках Божьих, что мы и признаем своим поведением даже в таком, казалось бы, маленьком вопросе как этот.

Из этого следует, что это правило будет основным на просторах нового мира, а значит и сам этот мир будет резко отличаться от сегодняшнего, ведь поступающих так, как описано выше сейчас весьма и весьма мало.
Alex
Пользователь
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 23 ноя 2016, 02:37
Верования: христианин
Конфессия: внеконфессионал
Пол: Мужской

Вернуться в Общение по теме.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron