Личностные аспекты сект.

Тут можно обсуждать проблемы психологии человека и человеческих взаимоотношений в обществе.
Правила форума
Уважение и толерантное отношение к собеседнику обязательно.
Резкая критика и враждебные выпады в сторону собеседников и их верований не приветствуются.
Сообщения явно провокационного и враждебного содержания по отношению к собеседникам и их верованиям будут удаляться без предупреждения.

Личностные аспекты сект.

Сообщение Станіслав » 26 июл 2012, 21:04

Личностные аспекты нетрадиционных культов (внеконфессиональных течений)

Нетрадиционные культы охватывают своим содержанием нетрадиционные для духовности конкретного этноса, местности религии, которые называются внеконфессиональными течениями, неорелигиями, религиями «Новой эпохи», «Новой истины» и другие. Они интенсивно образовывались и ширились в 70 – х. – и вначале 80 – х. годах 20 ст. и сегодня имеют последователей во всех странах мира. Иногда их называют сектами.

Нетрадиционные культы (внеконфессиональные течения) – религиозные организации, которые выступают с категорической критикой существующих религиозных конфессий, а так же религиозно – морального состояния общества, объявляют себя едиными властителями и носителями истины, которая открылась их основателям в процессе контактов с сверхъестественным миром.
Выделены такие самые характерные особенности нетрадиционных культов:

1. Трактования эпохи, которая предзнаменовала появление нового культа его последователями как времени сплошного обмана и страданий, а проповедованной веры – как абсолютной истины, сверхистины.

2. Объявление основателя нетрадиционного культа личностью, которой открылась абсолютная истина, избранником Божьим, гениальным мыслителем, пророком, даже богоподобным существом. Истина, которую он дарит людям, чтоб избавить их от ошибок и страданий, к которым привели эти ошибки, может привести их к спасению и вечному блаженству. Для этого необходимо уверовать основателю, пойти за ним, неукоснительно исполнять его волю.

3. Время, в продолжении которого нетрадиционный культ разворачивает свою деятельность, объявляется переходным в том смысле, что «истина» уже выявилась, но ещё не победила. На этом этапе продолжается борьба космического масштаба между добром и злом, что в земном измерении является борьбой почитателей культа со злом в окружающем мире.

4. Вера почитателей нетрадиционного культа в неминуемость победы открытой им истины, вследствие чего мир будет радикально преобразован. Те, кто примет новую веру, займут места избранных, а все прочие будут либо подчинены им, либо уничтожены.
Таким образом, как правило, нетрадиционные культы формируются вокруг «дарованного Богом» вождя, мессии, «посланника Божьего», которому как будто бы известны Божьи намерения, перспективы мира. Власть такого вождя есть абсолютной, окружённой ореолом таинственности, требующая полнейшего подчинения во всём, даже в быту. Поскольку большинство нетрадиционных религиозных образований живёт в ожидании приближения конца света, вождь провозглашает себя его спасителем и воспринимается как таковой. Существенными признаками многих таких образований есть фанатизм, нетерпимость к иноверцам, особенно к традиционным религиям.

Нетрадиционных религиозных организаций с каждым годом становится всё больше, они разнообразны, многие по большинству признаков являются чудаковатыми. Одни из них провозглашают себя новейшими, единственно истинными вариантами христианства, другие проповедуют уникальные «богооткровенные» истины, но все они рассчитаны главным образом на людей неудовлетворённых, готовых откликнуться на их идеи и лозунги и активно действовать. Немало среди них и таких, кто желает приключений, счастья, успеха, мудрости, но есть люди с чистыми намерениями, которые разочаровались в возможностях своей предыдущей веры, или никогда не могли принять традиционной для социума, к которому они принадлежат, религии, идеологии, культуры. Их вхождение в нетрадиционные культовые общины мотивируются самоотождествлением с «высокой миссией», которую перебирают на себя «новые пророки». Благодаря такому самоотождествлению человек чувствует себя избранным среди избранных, элитой элит, что проявляется и в гиперактивной миссионерской деятельности, которая даёт чувство особого смысла, полноценности жизни. Некоторые из них имеют различные психические отклонения.

Как известно, на протяжении 60 – 80 – х. годов 20 ст. в США, западноевропейских странах было немало дезориентированных и неудовлетворённых людей, в большинстве своём молодых. К этому привели безработица, инфляция, преступность, коррупция, наркомания, пьянство и алкоголизм, терроризм, угроза ядерной катастрофы, гибели земной цивилизации, которую постоянно обсуждали учёные и политики в средствах массовой информации. Всё это порождало представление про иррациональные, демонические силы, которые овладели человечеством и ведут его к катастрофе. Ширился и углублялся духовный вакуум, экзистенционные чувства, тревога, страх. Возрастали сомнения касаемо смысла жизни личности. На этой волне начали терять свою неоспоримую ценность семья, государство, религия. В такой ситуации «новым пророкам», которые обещают в своих проповедях спасение, легко втягивать в сферу своего влияния молодых людей, которые ищут спасения от «безнадёжного» для них общества.

«Мессии», «пророки», «спасители» в эмоционально – агрессивной форме драматизируют ситуацию, пугая грядущей вселенской катастрофой, предлагают своё участие в утолении жажды любви, защите от жестокой действительности, убеждая, что только они, «осенённые небесной мудростью», дают последний шанс на спасение, искреннюю братскую любовь, материнскую заботу и так далее. Официальные правители, идеологи церкви, как правило, проявляют полную несостоятельность опровергнуть навеянные новыми «мессиями» иллюзии.
«Новые пророки» в основном совсем не являются воплощением добросердечности. Зачастую их дух пребывает в ещё большей сумятице, нежели дух тех, кто присоединился к ним. Американские и немецкие психологи выяснили, что мессианская мания связана с неуверенностью в себе, презрением к себе даже тогда. Когда «пророки» искренне и непоколебимо верят в свою миссию. Будучи психологически слабыми, они подсознательно желают подчинять себе ещё более слабых, чтоб чувствовать себя сильными, могущественными. Нужда в преклонении и подчинении себе других приобретает у таких «мессий» болезненные признаки. Этот психологический аспект чрезвычайно важный для того чтоб объяснить «мессианскую», «пророческую» активность, хотя он и не единственен. Кроме «пророков», искренне уверенных в своей миссии, существуют и такие, кто не брезгует фальсифицированными исцелениями и пророчествованиями, вымогательствами, нечестными политическими акциями, жестокостью, пытаясь обеспечить себе роскошную жизнь. На основании фактов западных исследователей в 80 – х. годах 20 ст. пришли к заключению, что многие из «новых пророков» руководствуются не столько устремлениями к истине, как стремлениям к утилитарным, земным пристрастиям.

Вхождению личности во внеконфессиональную общину отвечает явление, которое Е. Фромм назвал мазохистским бегством от свободы. В демократическом обществе личность не знает авторитарного давления, чувствует себя достаточно свободной. Но деструктивные касаемо её психики общественные явления иногда порождают неосознанное или сознательное желание убежать от той свободы, которая ставит один на один з чуждой и враждебной действительностью, что угрожает благополучию, истощает психическое и физическое здоровье. Пребывая в таком психическом состоянии, человек пытается найти кого – либо сильного, способного бороться и побеждать, надёжно защитить его. Переадресация своей свободы такой силе, полное подчинение ей, вселяет человеку чувство умиротворения, радость, наслаждение надёжной защищённостью, веру в оптимальное решение проблем. Такое бегство Фромм назвал мазохистским, поскольку субъект нивелирует собственное «Я», безоговорочно отдавая его на милость сильного, к которому убегает от обременительной для него свободы, получая от унижения и уничижения собственной личности наслаждение. Это явление за своей психологической природой есть специфическим мазохизмом.
Религиозное содержание «бегства от свободы» в культовую общину значительно усиливает её психорелаксационный эффект. Как и в различное религиозное содержание, в которое субъект верит, он просветляет душу, облегчает угнетающую нагрузку от жестокости, серой, неприятной действительности, придаёт жизни субъекта высокий смысл, превращает страх в спокойствие, тревогу и сумятицу – на уверенность и надежду. Таким образом, принадлежащий к нетрадиционному культу верующий человек создаёт себе, если перефразировать слова З.Фрейда, приятные иллюзии, выдавая пламенные желания за близкую реальность.

Идеологи нетрадиционных культов целенаправленно стимулируют психологические трансформации личности, характерные для мазохистского «бегства от свободы» - формируют у своих последователей инфантильную, детскую психику, которая полагается только на готовые решения «родителей». «Вдруг я понял, - рассказывал один почитатель нетрадиционного культа в прошлом, - чего они хотят от меня. Их роль в том, что дразнить меня своей любовью, пытаться проучить меня, прекратив её проявлять, когда им захочется. Моя же роль в том, чтоб ни о чём не спрашивать, а быть их дитём, зависимым от демонстративной любви. Детские игры, пронзительные песнопения, дурацкий смех – всё это есть часть сценария, специально написанного так, чтоб облегчить мне приём этой новой личины».
«Бегство от свободы» вообще и во внеконфессиональных течениях в частности, несмотря на своё распространение, не является тотальной проблемой. Ей противостоят как внутренние психологические механизмы, так и много феноменов социальной среды, которые реально гуманизируют её, в частности личностно направленные гуманистические трансформационные процессы, которые происходят в традиционных религиях, церквях и конфессиях.

Таким образом, личностные аспекты нетрадиционных культов заключаются в том, что к ним стремятся личности, недовольные социальными порядками, духовным состоянием общества, взаимоотношениями между людьми. Одни из них благодаря этому реализуют свою нужду активной борьбы за духовное возрождение человека и общества. В основном такие люди идентифицируются со сверхмиссией спасения, которую перебрали на себя их вожди, «новые пророки», что даёт им ощущение собственной избранности, сверх элитарности. Иные присоединяются к нетрадиционным культам, реализуя мазохистскую разновидность «бегства от свободы». Они отдают своё личностное «Я» во власть вождей культовой общины, которые, по их мнению, владеют истиной, знают, как действовать и действуют ради спасения, победы, торжества тех, кто поверил им и пошёл за ними. Эти люди возлагают на нетрадиционно – культовых вождей общины непосильный для себя груз личностной свободы, моральный выбор, необходимость самостоятельно мыслить и действовать. За это они платят унижением и уничтожением собственной личности, которая становится инфантильно – нежизнеспособной.

Характерной личностной особенностью «пророков новой истины» есть духовная сумятица, психологическая слабость, которую они гиперкомпенсируют полным подчинением себе тех, кто попал под их влияние. Они господствуют над их душами, а нередко и имуществом. Вероятно, что немало из них искренне верят в свою спасительную миссию.

Источник: В.П. Москалець. «Психологія релігії» 2004 рік.

Аватара пользователя
Станіслав
Старожил
 
Сообщения: 946
Зарегистрирован: 02 мар 2012, 14:43
Откуда: Украина
Верования: Христианство
Конфессия: Внеконфессиональный
Пол: Мужской

Re: Личностные аспекты сект.

Сообщение Станіслав » 26 июл 2012, 21:58

Мне кажется, автор статьи удачно подметил такой феномен человеческой психики как "бегство от свободы" Тут автор несомненно прав, ибо, свобода это не есть вседозволенность. Свобода это жизнь по определённым нормам и принципам в рамках этой свободы, и личностная ответственность за свои действия перед обществом или Богом (если мы говорим о людях верующих)

Интуитивно человек, если он не умалишённый, понимает, что вседозволенность и свобода это совершенно различные понятия. Вседозволенность не может быть оторванной от ответственности за свои действия, а свобода обязывает строго самого себя контролировать в действиях и поступках. дабы свобода не переросла во вседозволенность и наступил момент ответственности.

Всё это тягостным грузом ложится на плечи здорового умственно человека. Слабый человек не в состоянии нести такой груз ответственности за свои поступки. Для него это слишком тягостно и изнурительно. Для такого человека действительно лучше отдать свою свободу в руки других людей, только бы снять с себя её груз. Таких людей, не желающих и не могущих нести груз ответственности за свои поступки - подавляющее большинство.

Это факт. К примеру - все люди плюс - минус теоретически знают что такое бизнес и предпринимательство. Но только меньшинство становится предпринимателями и бизнесменами. Ибо любой формы и масштаба бизнес - это колоссальная ответственность за свои решения и поступки. А так же - жёсткая ответственность и неминуемые последствия в случае принятия неправильных решений. Поэтому и мало предпринимателей. Но большинству куда более удобнее спокойно трудиться "на дядю", который хоть и платит мало и заставляет "прогибаться" и порой откровенно унижает, но зато говорит что делать и платит зарплату вовремя. А человеку нужно только лишь подчиняться и не думать о последствиях своих действий - за это думает "дядя" работодатель. И хоть трудно жить рабом "дяди" но психологически легко и что самое главное - не напряжительно для психики.

Так же и в политике. Большинство людей не желает думать о сути вещей и процессах, происходящих в недрах политической деятельности людей планеты. Им легче делегировать своё право на думание депутатам - представителям, иными словами - профессиональным политикам и уже тогда, подчинив им свою волю, мыслить ихними шаблонами и установками, так как, лидер "всегда прав", ибо он вождь, он умный, он знает. Людям невыносимо больно признать тот простой факт, что их обманывают, ими манипулируют, их используют далеко не всегда чистые на руку политики - профессионалы. Если это признать, то тогда воздушный замок "стабильности" рушится в мгновение ока и человек оказывается один - на - один с жестокой действительностью, которая гласит, что он, человек, всего лишь ничтожный винтик в страшном механизме геополитических процессов человечества, на которые он не имеет никакого влияния и которым абсолютно "до лампочки" его благосостояние да и сама жизнь. И тогда, когда уже нету "розового замка иллюзий" уже более не на кого возложить груз своей ответственности за то, что ты делаешь, во что веришь и на что рассчитываешь.

Про религию говорилось выше. В религии действует всё тот же закон мазохистского "бегства от свободы" и ответственности за свою свободу. Только религиозная составляющая этого мазохистского бегства от собственной свободы, в отличии от экономики и политики, носит более гипертрофированный вид, более фанатичный и ужасающий в своём маразме.

Ибо Бог создал человека с потребностями в духовном. Духовная составляющая человека такая же необходимая для человека как воздух и вода. Если без экономики в современном понятии, прожить можно - к примеру поселясь в тайге и охотясь на дичь, если политикой можно вовсе не интересоваться, то духовная составляющая человека всегда с ним. Это как пищеварение, как дыхание и кровообращение... это так, потому что Бог создал человека с духовными потребностями. Поэтому, даже если некий социум поселить в глухих дебрях Амазонки, то спустя некоторое время, посетив их, можно обязательно увидеть некий культ поклонения богу или богам, которых этот социум себе изберёт. Люди могут собирать коренья, ловить обезьян на обед и не заморачивать себе голову над вопросами правления в племени, но они ОБЯЗАТЕЛЬНО будут кому - или чему - либо поклоняться, идолу ли, духам предков, духам леса или иному какому божеству. Это потому, что в глубинах сознания человека заложена от его сотворения потребность в поклонении Богу. У животных этого нету. Ни у кого на планете этого нету, но только у человека. У животных есть политика (стая, лидер стаи, битвы и драки за лидерство, за самок и так далее) есть экономика (совместная охота львов на дичь, создание запасов еды на зиму и так далее) но духовность (религиозность) есть только у человека.

И поэтому, в сфере религии мазохистское бегство от свободы наиболее очевидно, невероятно и причудливо гипертрофировано.

Поэтому иногда говорят - какой профессионал в своей сфере, умница, закончил два института, грамотный но ...попал в секту и на собраниях этой секты прыгает, закатывает к небу глаза и катается по полу. Почему? Неужели его загипнотизировали? Нет. Не загипнотизировали. Просто этот "умница" решил таким образом свою ГЛАВНУЮ внутреннюю задачу - насытил свою заложенную Богом потребность в духовном. И институты тут не при чём. Человек, таким образом, отдав свою волю в руки лидеров своей религии, взамен получил эрзац питание, духовное питание, малополезное, вредное и ядовитое, порой приводящее к трагедиям и как физическая, некачественная еда к тяжёлым физическим, так и отрава духовная к тяжким духовным и душевным заболеваниям. И хорошо если человек это понимает, или ему кто - либо вовремя помог "соскочить" с отравы, показав практически способ, которым можно отличить яд от полезно духовной еды... А если никто не показал и сам не разобрался, то "насыщение" которое его удовлетворяло в начале, неминуемо приведёт к духовному краху в итоге.

Злые люди умело пользуются желанием других переложить свой груз ответственности за свои действия и способ жизни на их плечи. Они паразитируют на "беглецах от свободы". Они живут в полном смысле слова за счёт своих адептов, теша своё собственное тщеславие и "Я" а так же материально обеспечивая своё, скажем так, не бедное существование.

С автором предыдущей статьи можно поспорить о том, что такое случается не только в нетрадиционных культах мира. Такое есть сплошь да рядом во всех мировых религиозных конфессиях. Все конфессии имеют иерархию и лидеров, которые неоспоримо (для адептов) ближе к их божеству и которые есть для них духовными лидерами, гуру и вождями. А так же есть и парафия, тёмная масса, миряне, прихожане, которые обязаны во всём подчиняться своим духовным вождям, лелеять их, почитать и обеспечивать наилучшим, если конечно хотят снискать у своих богов благодать и снисхождение.

Такова картина феномена мазохистского бегства от свободы в более расширенном понятии.
На моё усмотрение.
Аватара пользователя
Станіслав
Старожил
 
Сообщения: 946
Зарегистрирован: 02 мар 2012, 14:43
Откуда: Украина
Верования: Христианство
Конфессия: Внеконфессиональный
Пол: Мужской


Вернуться в Психология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron