Некоторые люди его задают. Мотивируя тем, что, к примеру, поклонникам Иеговы находящимся под Ветхим (Моисеевым) Заветом можно было иметь несколько жён. А так же тем, что, к примеру, апостол Павел сказал однажды:
1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, (1Тим.3:1,2)
Читая этот стих, у некоторых может сложиться впечатление что если Павел акцентировал своё внимание на том, что епископ должен быть мужем одной жены, то не епископ может иметь и несколько жён.
Но так ли это? Рассмотрим с самого начала Бытия.
Первые страницы Писания, повествуя о том, как Бог создавал человека, прямо описали процесс создания первой человеческой супружеской пары.
20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.
25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.
(Быт.2:20-25)
Какой вывод мы делаем из вышеприведенного отрывка? Простой. Бог, создавая человеку супругу, создал человеку одну, а не несколько жён. И сие было в глазах Бога хорошее и приятно.
31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. (Быт.1:31)
Итак. Изначально божественной волей был создан для человека семейный уклад, где один муж имел одну жену. И так было много столетий вплоть до послепотопного мира, где от вод потопа спасся праведник Ной и его одна жена, и его сыновья, которые имели так же по одной жене.
7 И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа. (Быт.7:7)
Но лицо мира изменилось со временем. Люди приумножились и, увы, от Бога отвернулись, впав в идолопоклонство, язычество и безбожие. Люди были неправедны. И их мир не отличался праведностью. В мире воцарилось многобожие и, связанное с ним, отступничество.
Так же и семейный уклад жизни изменился. На каком то этапе у одного мужа стало более одной жены.
Надо отметить тот факт, что многожёнство получило своё развитие ещё до потопа, но, опять же, в среде людей отвернувшихся от Бога.
16 И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.
17 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.
18 У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.
19 И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла.
(Быт.4:16-19)
Итак. Смело можно утверждать что первое в Библии упоминание многожёнства касалось неправедного потомка Каина.
Но, с оглядкой на послепотопный мир и обычаи–традиции этого мира, Всевышний Бог разрешил так же и своим людям, своему народу иметь нескольких жён. Многожёнство Израильтян было узаконено Богом в Моисеевом Законе.
Хотя, надо сказать, что далеко не все Израильтяне пользовались правом иметь нескольких жён.
К слову, родители Господа Иисуса Христа, Мария и Иосиф, будучи иудеями и находясь под действием Закона Моисея, жили как муж и одна жена. Иосиф не имел кроме Марии нескольких жён. При том Писание признаёт Иосифа праведником.
19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен… (Матф.1:19)
Однако мир опять изменился коренным образом.
На смену Ветхому Завету пришёл Новый Завет.
Господь Иисус Христос умер, искупил своей смертью людей от рабства греха и смерти, принёс Жертву за грехи человечества, упразднил Ветхий Завет, дал своим ученикам Новый Завет, вознёсся на Небо и послал Святой Дух в иудейский праздник пятидесятницу на первых своих учеников, тем самым организовав первое христианское собрание и дал своим последователям новый свод правил и принципов для праведной жизни и служения Отцу, Богу.
Ветхий Завет ушёл в историю. А с ним и многожёнство. И более того, человек, продолжающий исповедовать Ветхий Завет не мог быть учеником Христа и быть поклонником Бога.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
(Гал.3:24-27)
К слову сказать сам Иисус Христос, быв на Земле, совершенно конкретно говорил об семейном укладе и количестве жен у одного мужа.
Смотрим:
3 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?
4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?
5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,
6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
7 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?
8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;
9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.
(Матф.19:3-9)
Иисус Христос явно говорил не о семье где у одного мужа много жён но об одной жене у одного мужа.
…И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
Видим простую формулу: муж + жена = одна плоть. Двое – одна плоть. Не трое и не четверо, но двое. И это Божественное повеление – «Бог сочетал»
Потом, когда Христос вознёсся и апостолы занялись делом созидания Церкви Христа, апостол Павел так же совершенно конкретно дал понять христианам что у одного мужа может быть только одна жена.
2 Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
(1Кор.7:2-4)
Видим что в данном стихе муж и жена апостолом Павлом упоминаются о единственном числе. Павел совершенно точно указал:
…каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа
И ещё один интересный стих.
22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
(Еф.5:22-28)
Тут видим интересную параллель. Апостол Павел сравнил мужа и жену с Господом и его Церковью.
А разве у Господа было несколько Церквей? Нет. Иисус Христос создал только одну Церковь, которая и была его символическим Телом.
30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. (Еф.5:30)
И вновь, апостол повторяет:
31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
(Еф.5:31,33)
Двое – одна плоть. Двое: муж и жена. Никак не более того.
Итак, разобрав все эти библейские места, мы делаем правильное заключение: в христианском поклонении Богом предусмотрен один единственный уклад семейной жизни, где у одного мужа есть одна жена.
Ну а как тогда быть с отрывком из Нового Завета, который приводился в начале статьи?
1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, (1Тим.3:1,2)
Как понять этот отрывок?
Скажем просто – В КОНТЕКСТЕ ДРУГИХ МЕСТ ПИСАНИЯ, но никак не в отрыве от контекста.
Возможно, апостол Павел имел в виду то, что у претендующего на роль епископа в христианском собрании должна была быть только одна жена в смысле того, что он был единожды женат, никогда не разводился и изначально живёт с одной женой.
Но, что бы Павел не хотел этим сказать, факт остаётся фактом – самим же Павлом, равно как и Христом Господом, равно как Отцом Богом дано постановление для народа Бога, христиан, одному мужу иметь одну жену. Не более того.