Многожёнство и христианство.

Многожёнство и христианство.

Сообщение Станіслав » 27 мар 2016, 14:25

Сколько христианин может иметь жён? Одну, две, пять? Ответ на этот вопрос, казалось бы, очевиден. Но, оказывается, не для всех.
Некоторые люди его задают. Мотивируя тем, что, к примеру, поклонникам Иеговы находящимся под Ветхим (Моисеевым) Заветом можно было иметь несколько жён. А так же тем, что, к примеру, апостол Павел сказал однажды:

1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, (1Тим.3:1,2)


Читая этот стих, у некоторых может сложиться впечатление что если Павел акцентировал своё внимание на том, что епископ должен быть мужем одной жены, то не епископ может иметь и несколько жён.
Но так ли это? Рассмотрим с самого начала Бытия.
Первые страницы Писания, повествуя о том, как Бог создавал человека, прямо описали процесс создания первой человеческой супружеской пары.

20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.
25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.
(Быт.2:20-25)


Какой вывод мы делаем из вышеприведенного отрывка? Простой. Бог, создавая человеку супругу, создал человеку одну, а не несколько жён. И сие было в глазах Бога хорошее и приятно.

31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. (Быт.1:31)


Итак. Изначально божественной волей был создан для человека семейный уклад, где один муж имел одну жену. И так было много столетий вплоть до послепотопного мира, где от вод потопа спасся праведник Ной и его одна жена, и его сыновья, которые имели так же по одной жене.

7 И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа. (Быт.7:7)


Но лицо мира изменилось со временем. Люди приумножились и, увы, от Бога отвернулись, впав в идолопоклонство, язычество и безбожие. Люди были неправедны. И их мир не отличался праведностью. В мире воцарилось многобожие и, связанное с ним, отступничество.
Так же и семейный уклад жизни изменился. На каком то этапе у одного мужа стало более одной жены.
Надо отметить тот факт, что многожёнство получило своё развитие ещё до потопа, но, опять же, в среде людей отвернувшихся от Бога.

16 И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.
17 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.
18 У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.
19 И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла.
(Быт.4:16-19)


Итак. Смело можно утверждать что первое в Библии упоминание многожёнства касалось неправедного потомка Каина.
Но, с оглядкой на послепотопный мир и обычаи–традиции этого мира, Всевышний Бог разрешил так же и своим людям, своему народу иметь нескольких жён. Многожёнство Израильтян было узаконено Богом в Моисеевом Законе.
Хотя, надо сказать, что далеко не все Израильтяне пользовались правом иметь нескольких жён.
К слову, родители Господа Иисуса Христа, Мария и Иосиф, будучи иудеями и находясь под действием Закона Моисея, жили как муж и одна жена. Иосиф не имел кроме Марии нескольких жён. При том Писание признаёт Иосифа праведником.

19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен… (Матф.1:19)


Однако мир опять изменился коренным образом.
На смену Ветхому Завету пришёл Новый Завет.
Господь Иисус Христос умер, искупил своей смертью людей от рабства греха и смерти, принёс Жертву за грехи человечества, упразднил Ветхий Завет, дал своим ученикам Новый Завет, вознёсся на Небо и послал Святой Дух в иудейский праздник пятидесятницу на первых своих учеников, тем самым организовав первое христианское собрание и дал своим последователям новый свод правил и принципов для праведной жизни и служения Отцу, Богу.
Ветхий Завет ушёл в историю. А с ним и многожёнство. И более того, человек, продолжающий исповедовать Ветхий Завет не мог быть учеником Христа и быть поклонником Бога.

24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
(Гал.3:24-27)


К слову сказать сам Иисус Христос, быв на Земле, совершенно конкретно говорил об семейном укладе и количестве жен у одного мужа.
Смотрим:

3 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?
4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?
5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,
6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
7 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?
8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;
9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.
(Матф.19:3-9)


Иисус Христос явно говорил не о семье где у одного мужа много жён но об одной жене у одного мужа.

…И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Видим простую формулу: муж + жена = одна плоть. Двое – одна плоть. Не трое и не четверо, но двое. И это Божественное повеление – «Бог сочетал»
Потом, когда Христос вознёсся и апостолы занялись делом созидания Церкви Христа, апостол Павел так же совершенно конкретно дал понять христианам что у одного мужа может быть только одна жена.

2 Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
(1Кор.7:2-4)


Видим что в данном стихе муж и жена апостолом Павлом упоминаются о единственном числе. Павел совершенно точно указал:

…каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа


И ещё один интересный стих.

22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
(Еф.5:22-28)


Тут видим интересную параллель. Апостол Павел сравнил мужа и жену с Господом и его Церковью.
А разве у Господа было несколько Церквей? Нет. Иисус Христос создал только одну Церковь, которая и была его символическим Телом.

30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. (Еф.5:30)


И вновь, апостол повторяет:

31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
(Еф.5:31,33)


Двое – одна плоть. Двое: муж и жена. Никак не более того.
Итак, разобрав все эти библейские места, мы делаем правильное заключение: в христианском поклонении Богом предусмотрен один единственный уклад семейной жизни, где у одного мужа есть одна жена.
Ну а как тогда быть с отрывком из Нового Завета, который приводился в начале статьи?

1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, (1Тим.3:1,2)


Как понять этот отрывок?

Скажем просто – В КОНТЕКСТЕ ДРУГИХ МЕСТ ПИСАНИЯ, но никак не в отрыве от контекста.

Возможно, апостол Павел имел в виду то, что у претендующего на роль епископа в христианском собрании должна была быть только одна жена в смысле того, что он был единожды женат, никогда не разводился и изначально живёт с одной женой.

Но, что бы Павел не хотел этим сказать, факт остаётся фактом – самим же Павлом, равно как и Христом Господом, равно как Отцом Богом дано постановление для народа Бога, христиан, одному мужу иметь одну жену. Не более того.
Аватара пользователя
Станіслав
Старожил
 
Сообщения: 876
Зарегистрирован: 02 мар 2012, 14:43
Откуда: Украина
Верования: Христианство
Конфессия: Внеконфессиональный
Пол: Мужской

Re: Многожёнство и христианство.

Сообщение Станіслав » 28 мар 2016, 21:28

Интересная статья:

Вопрос: Почему Бог позволял многожёнство / двоежёнство в Библии?

Ответ: Вопрос многожёнства чрезвычайно интересен, так как сегодня множество людей считают полигамию аморальной, хотя в Библии она нигде конкретно не осуждается. Первым примером многожёнства / двоежёнства в Священном Писании является Ламех в книге Бытие 4:19: «Ламех взял себе двух жён» (тут и далее используется современный перевод Российского Библейского Общества). Несколько выдающихся мужей в Ветхом Завете имели нескольких жён. Авраам, Иаков, Давид, Соломон и другие жили в полигамии. Во 2 Царств 12:8 Бог, говоря через пророка Нафана, сказал, что если Давиду было недостаточно своих жён и наложниц, то Он дал бы ему ещё больше. Соломон имел 700 жён и 300 наложниц (фактически, жён нижнего статуса), согласно 3 Царств 11:3.

Как нам быть с этими примерами полигамии в Ветхом Завете? Следует ответить на три вопроса: 1) Почему Бог позволял многожёнство в Ветхом Завете? 2) Как Бог рассматривает полигамию сегодня? 3) С чем связаны изменения?

1. Почему Бог позволял многожёнство в Ветхом Завете? Библия не говорит конкретно, почему Бог позволял полигамию. Размышляя о молчании Бога, следует учитывать несколько ключевых факторов. Во-первых, в мире всегда было больше женщин, чем мужчин. Текущая статистика показывает, что приблизительно 50,5% мирового населения относятся к женскому полу. Допуская, что похожее соотношение имело место и в древние времена, женщин было на десятки тысяч больше, чем мужчин. Во-вторых, войны в древние времена были особенно жестокими, с чрезвычайно высоким уровнем смертности. Это приводило к тому, что соотношение ещё больше перевешивало в пользу женщин. В-третьих, из-за патриархальных сообществ незамужней женщине было почти невозможно обеспечивать себя. Зачастую женщины были необразованными и неподготовленными к самостоятельной жизни. Они полагались на своих отцов, братьев и мужей для обеспечения и защиты. Незамужние женщины часто были обречены на проституцию и рабство. Значительные различия между женщинами и мужчинами оставляли многих женщин в неблагоприятном положении.

Поэтому, вероятно, что Бог мог позволить полигамию, чтобы защитить и обеспечить женщин, которые не могли бы найти мужей иным путём. Мужчина брал многих жён и служил кормильцем и защитником для всех них. Хотя, несомненно, это явление было неидеальным, жизнь в полигамном семействе была значительно лучшей, чем альтернативы, существующие в то время: проституция, рабство или голод. Кроме фактора обеспечения / защиты, полигамия вела к более быстрому распространению человечества, отвечая Божественному указанию: «Будьте же плодовиты и многочисленны, заселяйте землю» (Бытие 9:7). Мужчины способны оплодотворить многих женщин в один и тот же период, приводя к тому, что человечество росло значительно быстрее, чем если бы каждый мужчина давал жизнь лишь одному ребёнку раз в год.

2. Как Бог рассматривает полигамию сегодня? Даже позволяя многожёнство, Библия представляет моногамию наиболее точно соответствующей Божественному идеалу брака. Библия говорит, что Божье первоначальное намерение было, чтоб один мужчина был женат на одной женщине: «Вот почему мужчина оставляет отца и мать, и соединяется с женою, и становится с нею единой плотью» (Бытие 2:24). Хотя указанный текст скорее описывает, чем является брак, а не то, сколько людей в нём участвуют, следует обратить внимание на постоянное использование единственного числа. Во Второзаконии 17:14–20 Бог говорит, что цари не должны иметь многих жён (как и лошадей или золота). Хотя данное указание не может истолковываться как указание царям быть моногамными, его можно воспринимать как утверждение, что наличие многих жён ведёт к проблемам. Это можно отчётливо увидеть на примере жизни Соломона (3 Царств 11:3–4).

В Новом Завете 1 Тимофею 3:2, 12 и Титу 1:6 упоминают о мужчине, женатом «не больше одного раза», в списке качеств духовного руководства. Хотя эти качества относятся непосредственно к духовным лидерам, они должны ровным образом применяться ко всем христианам. Не следует ли всем христианам быть людьми «безупречной жизни… трезвомыслящими, рассудительными, степенными, гостеприимными, способными учить, не пьяницами, не драчунами, умеющими владеть собой, мягкими, не задиристыми, не падкими до денег» (1 Тимофею 3:2–3)? Если мы призваны быть святыми (1 Петра 1:16) и если эти стандарты являются святыми для старейшин и диаконов, тогда они святы для всех.

Послание к Ефесянам 5:22–33 говорит об отношениях между мужем и женой. Говоря о муже в единичном числе, оно так же всегда говорит и о жене. «…Потому что муж – глава жены (в единичном)… Кто любит жену (в единичном), тот любит себя… Вот почему оставит человек отца и мать и соединится с женой (в единичном), и станут двое единой плотью… Каждый (в единичном) из вас, должны любить своих жён, как самих себя. И жена (в единичном) пусть почитает мужа» (в единичном). Хотя параллельный текст в Колоссянам 3:18–19 говорит о мужьях и жёнах во множественном числе, очевидно, что Павел обращается ко всем мужьям и жёнам среди верующих Колосс, а не утверждает, что муж может иметь многих жён. В отличие к этому тексту, в Ефесянам 5:22–23 конкретно обсуждаются брачные отношения. Если бы полигамия была разрешена, то иллюстрация отношений Христа с Его телом (церковью) на примере отношений между мужем и женой не имела бы смысла.

3. С чем связаны изменения? Бог не столько запретил что-то, прежде разрешённое Ним, сколько восстановил брак к Своему первоначальному плану. Даже возвращаясь к Адаму и Еве, полигамия не была первоначальным Божественным намерением. Вероятно, Бог позволил полигамию, чтобы разрешить проблему, но это – не идеал. В большинстве современных обществ абсолютно не существует нужды в полигамии. В большинстве культур сегодня женщины способны обеспечивать себя и защищать, упраздняя единственный «позитивный» аспект многожёнства. Более того, большинство современных народов запрещают полигамию. Согласно с Римлянам 13:1–7, мы должны подчиняться законам, учреждённым правительством. Единственным случаем, когда непослушание закону разрешено Священным Писанием, является то, когда закон противоречит Божьим заповедям (Деяния 5:29). Так как Бог лишь позволяет полигамию, а не утверждает её, закон, запрещающий полигамию, должен быть исполнен.

Существуют ли случаи, в которых разрешение полигамии все ещё может быть применено сегодня? Может быть, но непостижимо, чтобы не было другого возможного решения. Из-за аспекта брака, состоящего в «одной плоти», необходимости в единстве и гармонии в браке, а также отсутствия реальной необходимости в полигамии, мы твёрдо убеждены, что многожёнство не прославляет Бога и не является Его замыслом относительно брака.
Аватара пользователя
Станіслав
Старожил
 
Сообщения: 876
Зарегистрирован: 02 мар 2012, 14:43
Откуда: Украина
Верования: Христианство
Конфессия: Внеконфессиональный
Пол: Мужской


Вернуться в Люди

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron