Многожёнство и христианство.
Добавлено: 27 мар 2016, 14:25
Сколько христианин может иметь жён? Одну, две, пять? Ответ на этот вопрос, казалось бы, очевиден. Но, оказывается, не для всех.
Некоторые люди его задают. Мотивируя тем, что, к примеру, поклонникам Иеговы находящимся под Ветхим (Моисеевым) Заветом можно было иметь несколько жён. А так же тем, что, к примеру, апостол Павел сказал однажды:
Читая этот стих, у некоторых может сложиться впечатление что если Павел акцентировал своё внимание на том, что епископ должен быть мужем одной жены, то не епископ может иметь и несколько жён.
Но так ли это? Рассмотрим с самого начала Бытия.
Первые страницы Писания, повествуя о том, как Бог создавал человека, прямо описали процесс создания первой человеческой супружеской пары.
Какой вывод мы делаем из вышеприведенного отрывка? Простой. Бог, создавая человеку супругу, создал человеку одну, а не несколько жён. И сие было в глазах Бога хорошее и приятно.
Итак. Изначально божественной волей был создан для человека семейный уклад, где один муж имел одну жену. И так было много столетий вплоть до послепотопного мира, где от вод потопа спасся праведник Ной и его одна жена, и его сыновья, которые имели так же по одной жене.
Но лицо мира изменилось со временем. Люди приумножились и, увы, от Бога отвернулись, впав в идолопоклонство, язычество и безбожие. Люди были неправедны. И их мир не отличался праведностью. В мире воцарилось многобожие и, связанное с ним, отступничество.
Так же и семейный уклад жизни изменился. На каком то этапе у одного мужа стало более одной жены.
Надо отметить тот факт, что многожёнство получило своё развитие ещё до потопа, но, опять же, в среде людей отвернувшихся от Бога.
Итак. Смело можно утверждать что первое в Библии упоминание многожёнства касалось неправедного потомка Каина.
Но, с оглядкой на послепотопный мир и обычаи–традиции этого мира, Всевышний Бог разрешил так же и своим людям, своему народу иметь нескольких жён. Многожёнство Израильтян было узаконено Богом в Моисеевом Законе.
Хотя, надо сказать, что далеко не все Израильтяне пользовались правом иметь нескольких жён.
К слову, родители Господа Иисуса Христа, Мария и Иосиф, будучи иудеями и находясь под действием Закона Моисея, жили как муж и одна жена. Иосиф не имел кроме Марии нескольких жён. При том Писание признаёт Иосифа праведником.
Однако мир опять изменился коренным образом.
На смену Ветхому Завету пришёл Новый Завет.
Господь Иисус Христос умер, искупил своей смертью людей от рабства греха и смерти, принёс Жертву за грехи человечества, упразднил Ветхий Завет, дал своим ученикам Новый Завет, вознёсся на Небо и послал Святой Дух в иудейский праздник пятидесятницу на первых своих учеников, тем самым организовав первое христианское собрание и дал своим последователям новый свод правил и принципов для праведной жизни и служения Отцу, Богу.
Ветхий Завет ушёл в историю. А с ним и многожёнство. И более того, человек, продолжающий исповедовать Ветхий Завет не мог быть учеником Христа и быть поклонником Бога.
К слову сказать сам Иисус Христос, быв на Земле, совершенно конкретно говорил об семейном укладе и количестве жен у одного мужа.
Смотрим:
Иисус Христос явно говорил не о семье где у одного мужа много жён но об одной жене у одного мужа.
Видим простую формулу: муж + жена = одна плоть. Двое – одна плоть. Не трое и не четверо, но двое. И это Божественное повеление – «Бог сочетал»
Потом, когда Христос вознёсся и апостолы занялись делом созидания Церкви Христа, апостол Павел так же совершенно конкретно дал понять христианам что у одного мужа может быть только одна жена.
Видим что в данном стихе муж и жена апостолом Павлом упоминаются о единственном числе. Павел совершенно точно указал:
И ещё один интересный стих.
Тут видим интересную параллель. Апостол Павел сравнил мужа и жену с Господом и его Церковью.
А разве у Господа было несколько Церквей? Нет. Иисус Христос создал только одну Церковь, которая и была его символическим Телом.
И вновь, апостол повторяет:
Двое – одна плоть. Двое: муж и жена. Никак не более того.
Итак, разобрав все эти библейские места, мы делаем правильное заключение: в христианском поклонении Богом предусмотрен один единственный уклад семейной жизни, где у одного мужа есть одна жена.
Ну а как тогда быть с отрывком из Нового Завета, который приводился в начале статьи?
Как понять этот отрывок?
Скажем просто – В КОНТЕКСТЕ ДРУГИХ МЕСТ ПИСАНИЯ, но никак не в отрыве от контекста.
Возможно, апостол Павел имел в виду то, что у претендующего на роль епископа в христианском собрании должна была быть только одна жена в смысле того, что он был единожды женат, никогда не разводился и изначально живёт с одной женой.
Но, что бы Павел не хотел этим сказать, факт остаётся фактом – самим же Павлом, равно как и Христом Господом, равно как Отцом Богом дано постановление для народа Бога, христиан, одному мужу иметь одну жену. Не более того.
Некоторые люди его задают. Мотивируя тем, что, к примеру, поклонникам Иеговы находящимся под Ветхим (Моисеевым) Заветом можно было иметь несколько жён. А так же тем, что, к примеру, апостол Павел сказал однажды:
1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, (1Тим.3:1,2)
Читая этот стих, у некоторых может сложиться впечатление что если Павел акцентировал своё внимание на том, что епископ должен быть мужем одной жены, то не епископ может иметь и несколько жён.
Но так ли это? Рассмотрим с самого начала Бытия.
Первые страницы Писания, повествуя о том, как Бог создавал человека, прямо описали процесс создания первой человеческой супружеской пары.
20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.
25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.
(Быт.2:20-25)
Какой вывод мы делаем из вышеприведенного отрывка? Простой. Бог, создавая человеку супругу, создал человеку одну, а не несколько жён. И сие было в глазах Бога хорошее и приятно.
31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. (Быт.1:31)
Итак. Изначально божественной волей был создан для человека семейный уклад, где один муж имел одну жену. И так было много столетий вплоть до послепотопного мира, где от вод потопа спасся праведник Ной и его одна жена, и его сыновья, которые имели так же по одной жене.
7 И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа. (Быт.7:7)
Но лицо мира изменилось со временем. Люди приумножились и, увы, от Бога отвернулись, впав в идолопоклонство, язычество и безбожие. Люди были неправедны. И их мир не отличался праведностью. В мире воцарилось многобожие и, связанное с ним, отступничество.
Так же и семейный уклад жизни изменился. На каком то этапе у одного мужа стало более одной жены.
Надо отметить тот факт, что многожёнство получило своё развитие ещё до потопа, но, опять же, в среде людей отвернувшихся от Бога.
16 И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.
17 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.
18 У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.
19 И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла.
(Быт.4:16-19)
Итак. Смело можно утверждать что первое в Библии упоминание многожёнства касалось неправедного потомка Каина.
Но, с оглядкой на послепотопный мир и обычаи–традиции этого мира, Всевышний Бог разрешил так же и своим людям, своему народу иметь нескольких жён. Многожёнство Израильтян было узаконено Богом в Моисеевом Законе.
Хотя, надо сказать, что далеко не все Израильтяне пользовались правом иметь нескольких жён.
К слову, родители Господа Иисуса Христа, Мария и Иосиф, будучи иудеями и находясь под действием Закона Моисея, жили как муж и одна жена. Иосиф не имел кроме Марии нескольких жён. При том Писание признаёт Иосифа праведником.
19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен… (Матф.1:19)
Однако мир опять изменился коренным образом.
На смену Ветхому Завету пришёл Новый Завет.
Господь Иисус Христос умер, искупил своей смертью людей от рабства греха и смерти, принёс Жертву за грехи человечества, упразднил Ветхий Завет, дал своим ученикам Новый Завет, вознёсся на Небо и послал Святой Дух в иудейский праздник пятидесятницу на первых своих учеников, тем самым организовав первое христианское собрание и дал своим последователям новый свод правил и принципов для праведной жизни и служения Отцу, Богу.
Ветхий Завет ушёл в историю. А с ним и многожёнство. И более того, человек, продолжающий исповедовать Ветхий Завет не мог быть учеником Христа и быть поклонником Бога.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
(Гал.3:24-27)
К слову сказать сам Иисус Христос, быв на Земле, совершенно конкретно говорил об семейном укладе и количестве жен у одного мужа.
Смотрим:
3 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?
4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?
5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,
6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
7 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?
8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;
9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.
(Матф.19:3-9)
Иисус Христос явно говорил не о семье где у одного мужа много жён но об одной жене у одного мужа.
…И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
Видим простую формулу: муж + жена = одна плоть. Двое – одна плоть. Не трое и не четверо, но двое. И это Божественное повеление – «Бог сочетал»
Потом, когда Христос вознёсся и апостолы занялись делом созидания Церкви Христа, апостол Павел так же совершенно конкретно дал понять христианам что у одного мужа может быть только одна жена.
2 Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
(1Кор.7:2-4)
Видим что в данном стихе муж и жена апостолом Павлом упоминаются о единственном числе. Павел совершенно точно указал:
…каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа
И ещё один интересный стих.
22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
(Еф.5:22-28)
Тут видим интересную параллель. Апостол Павел сравнил мужа и жену с Господом и его Церковью.
А разве у Господа было несколько Церквей? Нет. Иисус Христос создал только одну Церковь, которая и была его символическим Телом.
30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. (Еф.5:30)
И вновь, апостол повторяет:
31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
(Еф.5:31,33)
Двое – одна плоть. Двое: муж и жена. Никак не более того.
Итак, разобрав все эти библейские места, мы делаем правильное заключение: в христианском поклонении Богом предусмотрен один единственный уклад семейной жизни, где у одного мужа есть одна жена.
Ну а как тогда быть с отрывком из Нового Завета, который приводился в начале статьи?
1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, (1Тим.3:1,2)
Как понять этот отрывок?
Скажем просто – В КОНТЕКСТЕ ДРУГИХ МЕСТ ПИСАНИЯ, но никак не в отрыве от контекста.
Возможно, апостол Павел имел в виду то, что у претендующего на роль епископа в христианском собрании должна была быть только одна жена в смысле того, что он был единожды женат, никогда не разводился и изначально живёт с одной женой.
Но, что бы Павел не хотел этим сказать, факт остаётся фактом – самим же Павлом, равно как и Христом Господом, равно как Отцом Богом дано постановление для народа Бога, христиан, одному мужу иметь одну жену. Не более того.