Первое, на что хочется обратить внимание, это очевидный факт двух надежд, которые Господь через своё Слово определяет послушным ему людям. Для одних христиан, описанных Библией как 144 000 человек, «купленных от земли», Господом приготовлено небесное призвание (Отк.7:4; 14:1-3). Для другого бессчётного числа людей предусмотрена возможность жить вечно в раю на земле (Отк.7:9-17).
Наличие данных Господом двух предназначений подтверждается многими библейскими текстами. Так, например, об одной такой группе христиан говорится, что они будут иметь исключительно небесное пребывание и, притом, вечное (Ин.12:32; 14:2,3; 17:24; 2Кор.4:14; 5:1,2,8; Еф.2:5,6; Фил.3:20; Кол.1:5; 1Фес.4:17; Евр.3:1; Отк.3:21).
О других же праведных служителях Господь говорит, что они будут жить вечно на земле. (Пс. 37:9,11,22,29; Ис.60:21; Иез.39:8-16; Мф.5:5). Обращали ли вы внимание на это присутствующее в Библии отличие?
Впрочем, пророческое указание на данное обстоятельство предоставлял ещё Моисеев закон, «имея тень будущих благ, а не самый образ вещей» (Евр.10:1). Согласно ему в народе Бога, Израиле, из всех колен для особого служения Иегове было выведено одно колено Левия. На то преимущество, которое имели левиты, не могло претендовать никакое иное израильское колено (Чис.1:48-53; 3:5-12; 16:40; 18:6,7; Втор.10:8). Показательно, что при распределении цветущей и плодородной (своего рода райской) обетованной земли между Израилем колену Левия не было отдано удела, т.к. по указанию Иеговы Бога «Господь, Бог Израилев, Сам есть удел их» (Нав.13:7,8,14,33; Чис.18:20-23; Вт.10:8,9; 18:1,2,5). Уделом левитов отныне считалась не какая-либо область земли Израиля, а скиния (позднее иерусалимский храм) небесного Бога. Всё это служило прообразом на будущее правление христиан, определённых Иисусом к служению в небесном храме Иеговы. Остальные же двенадцать колен Израиля пророчески указывали на «праведников, наследующих землю» (Пс.36:29; Мф.5:5). Без сомнения, эти образы имел в виду Иисус, когда обещал апостолам: «Истинно говорю вам: при воссоздании, когда Сын человеческий сядет на свой величественный престол, вы, последовавшие за мной, тоже сядете на двенадцать престолов и будете судить двенадцать племён Израиля» (Мф.19:28; Сравните Отк.3:21).
Когда я задаю себе вопрос – какая у меня надежда: небесная или земная? – я совершенно четко осознаю, что имею надежду жить на земле, а не на небе. Именно такую надежду дает мне Божий дух. Поэтому я вполне понимаю, что не имею ни малейшего права претендовать на то, что мне не дано Господом. Сама по себе идея небесного призвания для меня абсолютно неестественна. Я не ощущаю себя тем, кто готовится сменить земное существование на небесную обитель. Напротив, Божий дух всецело направляет мои помышления и надежды исключительно на будущую новую землю. А ведь христианин, призванный Божьим духом к небесным обителям, безо всякого сомнения, будет иметь самое мощное свидетельство о своём небесном предназначении. Он будет абсолютно убеждён в этом, так же, как мужчина убеждён, что он мужчина!
Ввиду этих фактов и стараясь быть честным перед Богом и самим собою, я делаю твердый вывод о том, что Господь предлагает мне перспективу будущей земной, а вовсе не небесной жизни. По этой причине моя совесть не позволяет относить себя к помазанникам, призванным пребывать с Иисусом Христом на небесах!
В религиях т.н. «христианского» мира традиционно принято иметь противоположное мнение, согласно которому якобы все христиане автоматически получают небесное призвание. Немало общаясь с членами различных церквей, я убеждался в том, что практически все они имеют такое представление о своем будущем. Что ж, они имеют полное право на личное мнение, хотя я и не разделяю подобного оптимизма. Впрочем, лично мне было бы не только разумным, но и справедливым, в свою очередь задаться вопросом: может быть, в своем земном призвании я действительно чего-то не учитываю? Не может ли быть так, что я сам себя убедил в той надежде, какую Бог мне не давал? Может быть, я просто хочу так думать, что могу надеяться только на земную жизнь в будущем, в то время как от Бога мне предлагаются небесные обители?
Однако в таком случае неизменно встанет и другой вопрос: если будущность дается Господом, то не должен ли Божий дух давать христианину правильное понимание этой надежды? Это действительно так.
Вспомним, что Библия заверяет христиан, истинно призванных Богом к пребыванию в его небесном Царстве, что они «ведомы Божьим духом» и «получили дух усыновления», который «свидетельствует с [духом помазанных христиан], что [они] - дети Бога. А если [они] дети, то и наследники — наследники самого Бога, сонаследники же Христу, если только с ним страдают, чтобы с ним и прославиться» (Рим.8:14-17).
Исходя из этого указания для истинно призванных к небесной жизни христиан, как сонаследников Христу, должно быть свойственно данное Божьим духом ясное понимание того, к какому, собственно, наследию они призваны. По аналогии с тем, как сам Христос довольно отчётливо понимал, какое наследие ему сберегалось после того, как он закончит своё земное служение и возвратиться на небо.
О той же отличительной особенности действия святого духа идёт речь и в других частях Писания. Например, Павел говорил призванным к небесной жизни христианам о том, что Бог через свой дух должен дать им «дух мудрости и откровения в точном знании о нём, просветив глаза [их] сердца, чтобы [они] знали, к какой надежде он призвал [их], какое славное богатство сберегает он в наследство святым» (Еф.1:17.18).
В другом тексте Павел так же указывает: «А нам Бог открыл это через свой дух, …чтобы знать всё то, что даровал нам Бог» (1Кор.2:10-12).
Увы, но в случае с представителями т.н. «христианских» церквей выявляется довольно странное обстоятельство. Говоря о своём якобы небесном призвании, такие люди с первых же слов начинают путаться и приходить в замешательство, стоит лишь задать им несколько простейших (с точки зрения истинно призванных к небесному Царству христиан) вопросов, как то:
Что такое Божье Царство?
Какие цели оно должно осуществить по замыслу Бога?
Что лично вы должны будете делать, будучи в небесном Царстве?
В чём будет заключаться ваша роль в качестве «царя», «священника» и «судьи», о чём применимо к христианам в небесном звании говорит Библия? (Отк.5:10; 1Кор.4:8; 6:2,3; 1Пет.2:9).
По отношении непосредственно к кому вы будете применять свои обязанности «царя», «священника» и «судьи»?
Даже этих элементарных вопросов зачастую бывает вполне достаточно, чтобы обнаружилось поразительное неведение такого рода «небесных христиан» в той надежде, которая, исходя из библейского заверения, должна быть уже изначально понятной и открытой всем без исключения призванным Богом к небесному Царству людей! Стоит ли говорить, что вопросы более глубокого характера для подобных претендентов на небо вообще нет смысла поднимать?
Характерно, как протестантский библеист И.В. Каргель высказался по аналогичному поводу, говоря, что многие из членов церквей «не знают, в чем состоит сущность надежды истинного христианина и …не могут дать ответ на этот вопрос, тогда как надежда истинного христианина есть одно из трех благ упомянутых апостолом Павлом в 1 Кор.13:13» [И.В. Каргель «Лекции о втором пришествии Господа Иисуса Христа». Лекция 2. Надежда истинного христианина].
Конечно, в данном вопросе нужно учитывать и то обстоятельство, что зачастую такие люди просто научены в своих церквях подобным ошибочным представлениям и автоматически применяют к себе те понятия, которые к ним, в принципе, не имеют никакого отношения. Истинным же призванием для миллионов людей сегодня может являться вечная жизнь в раю на очищенной от зла земле (Мф.5:5; Ин.10:16).
Но для чего я обратил внимание на пример представителей многих церковных направлений с их поспешными выводами относительно своего небесного призвания? Вовсе не для того, чтобы метнуть камень в их сторону. Внимательное сравнение их убеждений в своей небесной будущности с тем, что на сей счёт говорит нам Божье Слово, послужило для меня предостерегающим наглядным примером того, что «коварно сердце более всего и отчаянно» (Иер. 17:9). Этот пример показывает мне, с какой лёгкостью человек может попасть в ловушку заблуждения, применяя к себе то, что его вовсе не касается.
«Обманутое сердце ввело его в заблуждение» - предостерегает Библия (Ис. 44:20). А потому я очень не хочу позволять своему сердцу вводить меня в заблуждение, в том числе и в вопросе будущей надежды.
«Кто полагается на своё сердце, тот глуп, а кто ходит в мудрости, тот спасётся» (Пр. 28:26). Вот почему важно вначале узнать мнение Бога на вопрос призвания в небесное Царство, и только потом делать какие-то выводы относительно самого себя. Это ещё одна важная причина, по которой я не буду спешить с выводами, что Господь обязательно хочет видеть меня на небе.
И ещё один важный момент, который помогает мне иметь более чёткое понимание той надежды, которую даёт мне Господь.
В решениях каких задач должны будут принять участие христиане с подлинным небесным гражданством?
Библия показывает, что они вместе с Иисусом Христом, будучи уже в небесном Царстве, примут участие в уничтожении злого мира Сатаны (Рим.16:20; Отк.2:26,27; 17:14).
В обязанности израильских священников помимо содействия в очищении народа от грехов входило ещё и обучение его соблюдению Божьих законов (Вт.17:9-12; 33:8-10; Мал.2:7). По аналогии с этим христиане с небесной надеждой называются в Библии «святыми» и «священством» (Рим.1:7; Еф.1:4,18; 1Пет.2:5,9). Тем самым показывается, что они имеют подобную же задачу по оказанию предусмотренной Господом помощи их несовершенным братьям с земной надеждой. В результате в течение 1000-летнего правления Иисуса-Царя и его собратьев все земные служителя Бога смогут очиститься от любых форм несовершенства и научиться в полной мере отражать вложенные в них Создателем качества.
В свою очередь данная особенность правящих в небесном Царстве христиан отражает и другую характеристику, предоставляемую им Священным Писанием. Слово Бога называет их «судьями». Как это видно из Библии под понятием суда подразумевается отнюдь не столько осуждение, сколько справедливое воздаяние виновной стороне, а также компенсация ущерба, восстановление потерянного стороне пострадавшей (Иез.45:9; Зах.7:9; Мф.12:18; Ин.5:30; Иак.2:13; 1Ин.4:17; Рим.14:10; 2Фес.1:5; Евр.9:27). В роли судей небесные собратья Христа будут оказывать помощь в восстановлении совершенного состояния для земных поклонников Господа. Помимо этого они смогут содействовать обучению миллионов воскресших людей, компенсируя тем самым причинённый им смертью ущерб (Дан.7:22; Авд.21; Мф.19:28; Лк.22:30; 1Кор.6:2,3).
Выше указанные функции христиан с небесной надеждой дают лучшее понимание, почему Библия столь часто называет их «царями», или правителями (Ис.61:6; Дан.7:18,22,27; Лк.22:28-30; 1Кор.4:8; 2Тим.2:12; 1Пет.2:9; Отк.1:6; 3:21; 5:9,10; 20:4-6; 22:5). Вместе с Царём Иисусом Христом 144 000 его соцарей будут осуществлять управление по постепенному превращению земли в изначально задуманный Иеговой Богом рай. Тем самым они будут иметь честь самым активным образом содействовать исполнению первоначальных намерений своего Создателя!
В своей милости Иегова Бог через Иисуса Христа даст возможность воскреснуть даже тем из людей, кто в силу тех или иных уважительных причин не имел возможности или не успел ясно показать своё отношение к истинному Богу. Воскресение таких людей Библия называет «воскресением неправедных» (Деян.24:15). Апостол Павел во время своей знаменитой проповеди в Афинах, где в начале упомянул далёкие дохристианские времена, когда «весь род человеческий [распространялся] для обитания по всему лицу земли», далее ясно указал, что Господь «оставляет времена неведения» («Оставил без внимания времена такого неведения» - Перевод нового мира; «Бог не вменил нам в вину времена неведения нашего» - Современный перевод) (Деян.17:30; Сравните Иов 22:30; Иона 4:11; Зах.14:16; Лк.12:47,48; 15:19,22; Ин.9:41; 15:22; 2Пет.2:21). Любовь и справедливость Иеговы Бога тем самым позволит множеству людей, живших в прежние времена в самых разных частях света и ничего не знавших об истинном Боге, его Сыне и Библии, получить прощение Господа и воскреснуть для новой жизни и познания истины о Господе. В любом случае не человек, а Царь Иисус Христос будет решать, кто из когда-либо живших на земле людей получит возможность для воскресения (Ин.5:22,27-30; Рим.14:9; 2Тим.4:1).
Итак, Библия объясняет какая будущность определяется Господом для послушных ему людей. Многие люди будут освобождены от рабства греха и смерти и получат вечную жизнь на новой земле (Мф.5:5; 6:10). Для другой группы христиан – «малого стада» – открыт путь к небесному Царству, откуда они будут выполнять функции «царей», «судей» и «священников» для блага жителей новой земли (Мф.19:28; Лк.12:32). Имея такое понимание от Господа, я задаюсь вопросом: какую надежду дал мне Бог? Свидетельствует ли мне Божий дух о моём небесном соответствии к исполнению функций «царя», «священника» и «судьи»? Или же он мне указывает на перспективу вечной жизни на обновлённой земле?
Для меня совершенно очевидно, что я не имею от Бога призвания к небесному правлению. Я не воспринимаю себя ни как «царя», ни как «судью», ни в качестве «священника». Божий дух не дает мне ни малейшей ассоциации с этими полномочиями. Зато у меня есть абсолютно чёткое представление о своём будущем на обновлённой Богом земле. Ввиду этого могу ли я поступать против воли святого духа? Могу ли я наперекор данной мне Богом надежде претендовать на то, что мне не дано свыше? Могу ли говорить о своём небесном призвании, в то время как дух свидетельствует мне о призвании земном?
Ввиду этого нельзя забывать о предостерегающих принципах, изложенных Богом в своём Слове (Сравните Исх.30:25,30-33; Чис.3:10; 16:40; Иер.14:14,15; 2Кор.11:13-15; Отк.2:2). Нельзя игнорировать бездумные поступки Корея и Озии, пожелавших тех священнических преимуществ, прав на которые у них не было (Чис.13:39-40; 2Лет.26:16-21).
«И это стало для нас примером, чтобы мы не желали злого, как желали они… Всё это происходило с ними как примеры и было записано как предостережение для нас» (1Кор.10:6,11).
Следует помнить, что получение небесного гражданства зависит отнюдь не от желания человека, «а от Бога милосердного» (Рим.9:16). Если кто-то уж очень хочет быть на небе с Христом, это ещё ничего не значит. Почему? Потому что Господь «знает тех, кого избрал» (Ин.13:18). Он знает «своих овец по именам», так что «чужие» не смогут войти в небесный «двор» (Ин.10:3,14,27; Лк.10:20). Как бы горячо не стремился кто-то оказаться рядом с Христом на небе, если Он не избрал такого человека в число своих соправителей, подобные устремления не принесут желаемого результата. Подобно древнему Варуху, такие христиане лишь неоправданно «ищут себе великого» (Иер.45:5; Сравните 1Кор.4:8).