Во многих церквях общепризнанного в мире христианства обожествляются и почитаются иконы и статуи, мощи и прочие религиозные атрибуты и предметы. При этом члены этих церквей отрицают идолопоклонничество.
Но разве отрицание идолопоклонничества является по факту отрицанием идолов? Отрицать на словах можно всё что угодно. Но дела?
Очень интересный отрывок из книги А.А.Опарина не могу не привести тут, в этой теме:
Идолы в церкви
Но разве сегодня есть такие христиане, которые, с одной стороны, согласно Иезекиилю, молятся Богу, вопрошают Его, а с другой - кадят идолам? - спросят некоторые. Конечно, может быть, что человек посещает и христианскую церковь и ходит одновременно на служения к язычникам. Но главная беда состоит в том, что идолы проникли в саму христианскую церковь. На страницах Священного Писания Господь многократно предостерегал от сотворения какого-либо кумира или изображения. "Так говорит Господь:
не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. Ибо уставы народов - пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они - как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах. Все до одного они бессмысленны и глупы; пустое учение - это дерево. Разбитое в листы серебро привезено из Фарсиса, золото - из Уфаза, дело художника и рук плавильщика; одежда на них - гиацинт и пурпур: все это - дело людей искусных. Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо выплавленное им есть ложь, и нет в нем духа. Это совершенная пустота, дело заблуждения; во время посещения их они исчезнут" (Иер. 10:2-5, 8-9, 14-15);
"Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?" (Ис. 40:18); "Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину" (Втор. 4:15-16).
Итак, Господь через Свое Слово предельно ясно запрещает какие-либо изображения Бога. Сегодня же, войдя в храмы многих христианских конфессий, мы видим изображения Господа, а так же девы Марии и многочисленных святых. Как возникло это несоответствие между Словом Живого Бога и наличием в христианских храмах изображений Господа? "Первые христиане чувствовали непреодолимое отвращение к иконам...
Закон... строго запрещал изображать Божество в каком бы то ни было виде, и избранный народ твердо держался этого правила и в принципе и на практике. Остроумие защитников христианства изощрялось над безрассудными идолопоклонниками, преклонявшимися перед произведениями своих собственных рук" [1].
Первые изображения, введенные в христианскую церковь носили символический характер. "В церквях древних христиан не было никаких изображений или картин... Но мало-помалу искусство это проникло и в церковь. Вместо изображений или эмблем богов, которыми язычники украшали свои дома, свою мебель, свои чаши и свои печати, христиане стали употреблять иносказательные изображения, как напр. пастуха, несущего ягненка на своих плечах, с указанием на Христа, как "доброго Пастыря"; голубя, как символа Св. Духа; корабля, означающего церковь... Рядом с этими символами были приняты даже и разные языческие эмблемы, какие только можно было истолковывать в христианском смысле, напр. лоза Вакха и феникс. Так и Спаситель изображался иногда в виде Орфея, Аполлона или... Меркурия" [2].
Одновременно с этим "введение культа символических изображений началось с поклонения кресту и мощам..." [3].
"Почести, оказывавшиеся мученикам, естественно возросли, так как, вследствие прекращения гонения, случаи мученичества сделались весьма редкими. В половине (четвертого) столетия сделалось обычным произносить похвальные слова на дни, назначенные в воспоминание мучеников. Проповедники, чувствуя себя обязанными сделать все возможное для выяснения предмета, всячески прославляли мучеников и излагали их жизнь. Отсюда возник обычай призывать их на их гробницах, и просить заступничества в делах, как духовных, так и вещественных... Тела мучеников пользовались особым почтением. Жертвенники и часовни строились на их гробницах; мощи их переносились с первоначальных мест погребения, и отдельным частям их приписывалась сверхъестественная сила, и они полагались под престолами церквей" [4].
"Чудесным" образом были обнаружены тела практически всех апостолов и даже патриархов и пророков Ветхого Завета. Была устроена настоящая торговля, якобы святыми мощами, которую периодами вынуждены были приостанавливать императорские указы [5].
Бизнес был поставлен на широчайшую ногу и сопровождался крайним бесстыдством [6].
Так в общей сложности были обретены десятки голов якобы Иоанна Крестителя, несколько тысяч пальцев апостола Петра и т.д. "Но еще более интересным, чем череп или сандалии, напоминанием об усопшем святом служило... изображение его... изображения допускались с целью просветить людей невежественных, воспламенить их усердие" [7].
Эту же идею для оправдания существования икон пытаются провести и современные священники, в христианских церквях которых есть иконы или статуи. Так, протоиерей Серафим Слободской, в Законе Божьем пишет: "Молясь перед иконою, мы должны помнить, что икона не Сам Бог или угодник Божий, а лишь изображение Бога или угодника Его. Поэтому не иконе мы должны молиться, а Богу или святому, который на ней изображен" [8].
Однако тот же автор пишет: "Изображение это непременно освящается водою: через это освящение иконе сообщается благодать Святого Духа, и икона чтится уже нами, как святая. Бывают иконы чудотворные, через которые пребывающая в них благодать Божия проявляется даже чудесами, например исцеляет больных" [9].
Как нетрудно заметить, одно утверждение противоречит другому. Первое говорит, что икона - это просто изображение Бога или святого, а второе утверждает, что икона должна чтиться нами, как святая. Обратим внимание: не тот, кто на ней изображен, а сама икона. Среди икон с изображением Христа одни считаются чудотворными, а другие нет. Одни исцелить могут, а другие - нет. Но ведь если икона - это только изображение, тогда тот, кто изображен на ней, должен сотворить чудо через любой свой образ. Почти в каждой церкви есть иконы Девы Марии, но сотворить чудо могут далеко не все. И паломничество идет не просто к иконам, а именно к чудотворным иконам. В честь икон, а заметим не тех, кто на них изображен (!), ибо памятные дни святых празднуются отдельно, установлены десятки праздников. В честь одних только икон Девы Марии их более пятидесяти. Причем одна помогает от глухоты (Икона Божьей Матери "Нечаянная радость"), а другая от пьянства (Икона Божьей Матери "Знамение", празднуется 10 декабря). Причем, если обратиться к той, которая помогает от глухоты с прошением избавить от пьянства - толку не будет. Таким образом получается, что Дев Марий несколько десятков, если исходить из положений ряда христианских церквей, что икона - это просто изображение и молиться надо не ему, а тому, кто на ней изображен. Но если дева Мария одна, то тогда какая разница, с какой просьбой обращаться к ее различным иконам? Она должна помогать вне зависимости от того, что это за икона, к которой обращаются (от глухоты она, или от пьянства). "В начале восьмого столетия, в то время, как это злоупотребление достигло полного развития, некоторые из самых богобоязненных греков были встревожены, что под маской христианства восстановили религию своих предков; они не могли без скорби и раздражения слышать названия идолопоклонников, которое им беспрестанно давали иудеи и мусульмане" [10].
Развернулась борьба против икон, получившая название иконоборчества. Продлившись более 100 лет, она завершилась победой почитателей икон. На седьмом Вселенском соборе было решено: "поставлять и полагать в святых храмах, вместе с изображением честного и животворящего Креста Господня и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение" [11].
Итак, на сегодняшний день во многих христианских церквях существует:
* поклонение иконам, их фактическое обожествление,
* поклонение деве Марии,
* поклонение святым,
* поклонение кресту, поклонение святым реликвиям, которые имеют чисто языческое происхождение.
"Седьмой всемирный собор утвердил поклонение иконам, которое фактически ни что иное, как идолопоклонство по римскому образцу, пристрастие к культу великой папской системы... [дьявол] введя реликвии, как священные предметы воспоминания, которые стали превращать христианство из чистого духовного богослужения в служение по языческому образцу, что в последующие столетия прогрессировало с чрезвычайной быстротой. Лукавая Ирина (византийская императрица VIII века х. э. - прим. А. О.) была орудием сатаны для восстановления и утверждения поклонения иконам. С тех пор греческие и латинские церкви так крепко ухватились за почитание обрядов, что поныне защищают святость икон" [12].
Поэтому, если мы знаем, что согласно Библии изображать Бога и поклоняться этому изображению нельзя, но все равно продолжаем почитать иконы, то Бог никогда не ответит на наши молитвы. Более того, они будут мерзостью в Его глазах. "Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва - мерзость" (Прит. 28:9).
Лаодикийский идол
Когда-то, обращаясь к Своим ученикам, Христос сказал: "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне" (Мф. 6:24). Прошло уже 2500 лет со времен Иезекииля, 2000 со времен Христа, а люди все так и не хотят понять, что служить идолам и Богу одновременно невозможно. Третий стих 14 главы Иезекииля четко разграничивает идолов, которых люди допустили в свое сердце и тех, которых они поставили перед своим лицом. Здесь пророк поднимает очень важный вопрос о том, что идолы и идолопоклонство бывает не только внешнее, но и внутреннее. К внешним проявлениям идолопоклонства мы можем отнести:
* принадлежность к языческим религиям;
* поклонение иконам и мощам;
* поклонение политическим и религиозным деятелям (Сталин, Асахара), актерам, певцам (группа Битлз).
К внутреннему идолопоклонству можно отнести:
* преклонение человека перед самим собой;
* тайное вожделение, похоть;
* чувство национального превосходства и т.д.
Если мы внимательно будем изучать этот вопрос, то увидим, что каждый без исключения человек преклоняется перед кем или чем-либо. Идол - это то, что занимает в жизни человека, его мыслях первое место. Идолом может стать все что угодно и кто угодно. Идол - это то, что заслоняет от нас Бога. Идол - это то, ради чего или кого мы готовы поступиться любыми принципами, моралью. Если задуматься, то каждый из нас найдет в своем сердце не одного такого идола. Мы приносим жертвы этому идолу всякий раз, когда поступаем вопреки совести. Например, идолом может быть просмотр эротических фильмов. Желание их смотреть овладевает всем существом человека. Он понимает, что это плохо, безнравственно, противоречит Божьему Закону, но продолжает включать телевизор в вечернее время на "ночном канале", принося тем самым своему идолу новую жертву. Заметим, третий стих подчеркивает, что сами люди "поставили соблазн нечестия своего перед лицом своим" (Иез. 14:3). Не кто-то из людей заставляет человека включать телевизор, не кто-то заставляет смотреть - нет, сам человек делает все от начала и до конца. Он делает это потому, что ему нравится делать это. Он идет на поводу своей греховной плоти, получая от этого удовольствие. Вначале человек сам создает себе идола, которому желает служить, подобно тому, как древний человек изготовлял истукана из золота и камня. Но затем, подобно тому же древнему человеку, человек современный не может избавиться от созданного им самим же идола. Последний, а через него дьявол начинает властвовать в сердце человека, который превращается в раба собственных страстей, в раба сатаны. Внутреннее идолопоклонство самое страшное из всех. Главная его опасность заключается в том, что человек не замечает его вплоть до последней минуты, когда идол уже оказывается в самом сердце.
Проблема такого идолопоклонства развита и среди многих христиан, которые не преклоняются пред иконами и чтут Закон Божий. Но в их сердце живет идол самоправедности, религиозной исключительности, который превращает их порой либо в фанатиков, либо в фарисеев. И Господь так же не может ответить им, ибо они поклоняются помимо Него и самим себе. В этом и была главная беда дома Израилева - Божьей церкви того времени, Божьего остатка. Обращаясь к ним через Иезекииля, Господь говорит: "Пусть дом Израилев поймет в сердце своем, что все они через своих идолов сделались чужими для Меня" (Иез. 14:5). Так и мы должны дать себе отчет в том, что, даже если принадлежим к Божьей церкви, но имеем хоть одного идола в своем сердце, то мы станем Богу чужими. Это очень важно понять, иначе мы погибнем.
Главнейшая беда христиан, которые будут жить в канун Второго Пришествия Христа как раз и состоит в том, что они, допустив идола самоправедности в свое сердце не пожелали этого заметить и в результате, считая себя духовно богатыми и с Богом, оказались в руках дьявола. "И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг" (Откр. 3:14-17). И подобно тому, как многие древние израильтяне были отвергнуты Богом, так и в последнее время Господь извергнет тех христиан, которые допустят идолов в свое сердце.
Примечания к 2 главе
[1] Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. В 7 т. М: Терра, 1997, т. 5, с. 404
[2] Робертсон Д. История христианской церкви. В 2Т. - СПб.: И-е И.Л. Тузова, 1890, т. 1, с. 159-160
[3] Гиббон. Указ. соч., т. 5, с. 405
[4] Робертсон. Указ. соч., т. 1, с. 332-333
[5] Там же, т. 1, с. 333
[6] Лависс Э. Раибо А. Эпоха крестовых походов, СПб, Полигон, АСТ, 1999, с. 616-617
[7] Гиббон. Указ. соч., т. 1, с. 406
[8] Закон Божий. Сост. протоиерей С. Слободской, М, 1991, с. 48
[9] Закон Божий. Указ. соч., с. 48
[10] Гиббон. Указ. соч., т. 5, с. 409
[11] Карев А. С., Сомов К. В. История христианства, М, СЕХБ, 1990, с. 162
[12] Миллер А. История христианской церкви, Германия, Bienfild, GBV, т. 1, с. 421
Источник: книга А.А.Опарина "Колесо в колесе" имеющаяся в библиотеке форума.