В чём самая суть Моисеева закона*? Если кратко, то в том, что он отражает сегодняшнее состояние человека. Действительно, сам закон был дан только после согрешения Адама. Здесь конечно можно возразить, (вот какая разница - Адам не Адам) – «закон отражает вечные Божьи принципы и они останутся неизменными всегда» и такой посыл вполне понятен. Сам закон, не отражает ли справедливость и должное воздаяние за соделанное?, возмездие наглым ругателям и закоренелым грешникам, не желающим изменяться?, и т.д. (ср. Рим.7:12).
*Примечание. Здесь мы не в коем случае не оспариваем рассуждения, приведенные в Писании по этому поводу: Галл.3:24,25; Рим.10:4; Евр.10:1 и т.д. Все эти выводы были сделаны по особым случаям и отражают отдельные грани Моисеева закона, т.с. в отдельных его приложениях и проявлениях.
Да это так, но тогда получается, что в этих принципах, вернее в их особом выделении и возведении их в некий свод закона до момента грехопадения не было никакой надобности, это где-то даже и логично, ведь сам Адам был первоначально безгрешным и не нуждался в их напоминании. Хотя как Адам, так и его потомки могли избрать любой путь, согласно свободе выбора, но для них оставалось только одно правило, до грехопадения (см. Быт.2:16,17). Тогда получается, что произошло нечто, после чего эти самые принципы стали вдруг необходимы, т.е. стали играть как бы первостепенное значение. Да так, что их нужно было, как бы особо выделить, подчеркнем еще раз, для особого к ним отношения (чтения, изучения, напоминания и т.д. для их точного соблюдения). И именно это (соблюдение особо выделенных постановлений) и позволяло человеку хоть как-то правильно ощущать себя перед Богом и иметь с ним контакт (понятно, что такие связи осуществлялись авансом, т.к. сам человек всё равно оставался грешным).
Здесь ситуацию можно рассмотреть как бы с двух сторон: с точки зрения Бога и с точки зрения человека.
С точки зрения Бога. Люди решили жить самостоятельно в том мире, который первоначально устроил для них Создатель, поэтому они стали нуждаться в минимальном наборе «инструкций», как пользоваться этим миром*. Т.е. до этого момента такой ситуации не было, и вот теперь она вдруг возникла. Это напоминает нам сложный прибор с сотнями кнопок, рычажков, индикаторов и т.д. Человек оказался теперь непосредственно перед ним, как перед пультом управляя своими устремлениями и самой жизнью, желая в конечном итоге решать, что, куда и как. Можно конечно самостоятельно нажимая и воздействуя на кнопки и рычажки, намеренно или случайно, стараться понять взаимосвязи с действиями и результатом, и тем, как они отразились на человеке. Так, или примерно так, в той или иной степени, можно наблюдать процесс развития человечества (медицины, науки, техники, права и т.д., и меняющегося в связи с этим образ жизни и т.п.).
*Примечание. Здесь мы не затрагиваем вопросов избрания особого народа, для особой цели. Эта цель подразумевалась при даче закона (см. Втор.26:17-19). Однако наша цель заключается в общих рассуждениях, ведь в конечном итоге вовсе не важно какому народу был дан закон, итог то один. Как, оказалось, исполнить его полностью не в состоянии даже самые праведные (даже потомственно праведные) люди из грешного человечества (Евр.10:1-4).
Попутно заметим, что если сравнить наш мир со сложным прибором, о функционировании которого мы имеем только поверхностные знания, то люди рано или поздно дотянулись бы до тех рычажков и кнопок (как ребёнок с пультом от телевизора), о которых они не имеют должного представления. Так вот чтоб случайно не сбить всех «настроек» и не нанести какой-либо вред, Бог ограничит в необходимое время не нужное вмешательство в мир со стороны человека (см. Деян.17:26 - «Представляя все человечество единым целым, в силу происхождения от одной крови, Дееписатель справедливо называет его сотворенным от Единого Бога, Творца всего мира, в силу непосредственного происхождения первой четы из рук Самого Творца. «Назначив пpедoпредeлeнные времена и пределы их обитанию» - замечательная мысль апостола, что Господь не только Творец человечества, но и Промыслитель - Творец его истории, в размерах, не отнимающих у человека необходимой ему свободы». А.П.Лопухин.).
Конечно, с течением времени можно было самостоятельно понять основные моменты и взаимосвязи, прописав их как закон, что в принципе и произошло впоследствии. Законы многих стран хотя и выглядят в некоторых моментах весьма чудаковатыми, но все же в подавляющем большинстве отражают суть и принципы Моисеева закона. И уж даже последнему школьнику ненужно объяснять, зачем мыть руки и соблюдать правила личной гигиены. Так, по мере накопления опыта и знаний появилось понимание того, что закон данный от Бога не только не противоречит действительности, но даже наоборот отражает некоторую глубину понимания этой самой действительности (см. пророч. указ. напр. Втор.4:6-8).
При заключении завета Бог объясняет основополагающие принципы тем, с кем Он и заключил завет. Но с другой стороны, дав эти принципы, Создатель, намеренно указывает, что вот таких и таких людей (соблюдающих эти принципы) Он и считает праведными, достойными всего того, чем обладал Адам. Для таких людей и будет организованно спасение, в том смысле, что только они как праведники будут достойны награды (ср.Исх.19:5,6). Однако со временем стало понятно, что исполнить всё и полностью невозможно*, без определения меры, степени и глубины, а значит невозможно и достичь самостоятельно спасения. Это означает, что закон был дан также и в качестве назидания (ср. Гал.3:24,25) показывая, что люди (все люди) нуждаются в прощении (см. Евр.7:11), чтобы получить утраченное Адамом.
*Примечание. Кто то может возразить – «да что там исполнять то?, всё же довольно просто – делай это, не делай то, вот и всё. Это не получилось у тех иудеев, так они и не были так настойчивы в этом». Однако если следовать точно букве закона необходимо полагать меру, степень и глубину, что не всегда для человека возможно. Например, заповедь «почитай отца и мать». А что значит почитай? Почёл человек в конкретном случае до конца (т.е. исполнил заповедь) или нет? А если советы родителей, как кажется, могут входить в некоторое взаимное противоречие интересов с другими заповедями и/или устремлениями самого человека, что тогда делать? Как результат см. в Мк.7:11, где старались решить этот вопрос, однако решение размежевать такие интересы сторон устранило самое главное. Этим правилом можно было пользоваться вне зависимости от желания родителей, что подразумевало, что они как бы всегда занимают определённую и не совсем как бы правильную позицию. Нечто подобное мы наблюдаем и в Мк.7:3,4, где чтобы не беспокоиться о том, что человек мог где-то оскверниться от прикосновения к не чистому, омывали всё и сразу., на всякий случай. Это то и указывает, что человек не знает всего и до конца, а значит и не может определить меру.
Чтобы хоть как то определить меру и степень стали появляться дополнения и примечания, что и в каких случаях … но тогда жизнь человека стала превращаться в запутанный лабиринт и кошмар. По мере накопления опыта и с течением времени стало очевидно, что всё и всегда исполнить было невозможно как по объёму накопленных предписаний так и по самой сути.
Назидательная роль Моисеева закона имеет огромное значение, так как напоминает нам даже сейчас, что мы являемся в конечном итоге грешными, хотя люди и освобождены от его исполнения (и не важно было ли принесено искупление или нет на данный момент). Грешность человека, после изгнания из Едема, как раз и была доказана его старанием соблюсти закон праведниками (и теми кто происходил от них), а из этого, как известно, ничего не получилось. Однако одно из основных предназначений закона было, как кажется, совсем в другом, т.е. не только в обличении (человек грешен) и назидании (нуждается в прощении), указывая на Христа и искупление. Закон имел, как кажется и другой смысл (но об этом немного позже).
С точки зрения человека. Получив закон, его важно исполнять, и не то что бы важно, а нужно, чтобы достичь результата, как говорится «приказы не обсуждают, их исполняют». В том смысле, что причины, по которым были даны те или иные постановления не являются определяющими, главное здесь это их исполнение, если ты, конечно, хочешь, чтобы Бог тебя благословил (действительно Богу видней что и зачем). В этом отношении, фарисеев, времен Иисуса, понять весьма не трудно, ведь они и старались соблюдать самое главное, по их мнению, букву закона, но при этом упустили из виду нечто другое, и как оказалось не менее важное, поставив само исполнение на первое место.
То, что утратили Адам и Ева, знали только они, и это осталось в их личном опыте и ощущениях. Новое рождённое поколение вне Едема уже не обладало ни этими знаниями, ни пониманием того, что там было*. Ясно, что прародители утратили что-то важное и хорошее, но вот что это? (ну не бананы же и здоровье только, да и при той продолжительности жизни о здоровье думали, наверное, не в самую первую очередь). Понять всю суть святого и божьего можно было, только взяв за основу данные Им принципы и изо всех сил стараясь их соблюдать, чтобы получить обещанное. Именно так первоначально и закрутилось дело. Других способов вернуть(ся в) Едем у людей и не было, ну разве только построить его самим (сделать копию, подобие и т.д.), что предлагала уже другая сторона (но об этом в другой раз).
*Примечание. На это как бы и указывает поступок Каина, который убил Авеля (Быт.4:8-10). От потери рая прошло совсем немного времени, за которое, как кажется, невозможно было так утратить праведность. Людей на земле было мало, делить как бы и нечего, а суть проявилась, что называется по полной. Образ, каким Каин оправдывается перед Богом, также свидетельствует о многом, о перемене мышления и образа поведения человека. Так, например, Адам и Ева ведут себя несколько по другому в подобных обстоятельства, при ответе Богу (см. Быт.3:9-13). Адам и Ева, хотя и перекладывают вину на других, но не пытаются врать Богу так откровенно, как это делает Каин.
Немного отвлекаясь от основной нити нашего рассуждения, можно попутно заметить, что закон лишь косвенно указывал на нечто другое, о чём постепенно стали догадываться уже только позже (ср. Мк.12:32-34; Гал.5:14). Первоначально связь праведности (исполнения неких правил и постановлений) с благословениями (а также материальным достатком) для человека была очевидной и незыблемой. Т.е. имело место правило типа: «соблюдай – получай». Такую взаимосвязь можно увидеть и в истории с Иовом и далее: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс.36:25). И именно нарушение этой связи привело в ярость соплеменников Спасителя: «…много вдов было в Израиле … и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости» (Лк.4:25-28). Ведь, по их мнению, только они до тонкостей соблюдают закон (а не какие-то там др. народы с которыми не заключён союз с Богом). И только они являются наследниками обетования (ср.Лк.3:8) и на этом простом основании только они должны получить от Бога всё (т.е. Он как бы им и должен за их праведность). Не о ком другом не может быть и речи. Приведённые же примеры явно выходили за рамки этого представления и связь «соблюдай – получай», становилась не такой очевидной. Из этого следовало, что не все те, кто даже соблюдает закон, на самом деле праведны перед Богом и что здесь играет роль уже нечто другое (что и хотел, скорее всего, сказать им Спаситель). И это никак не вписывалось в сознание соплеменников Иисуса (ср.Лк.13:2; где такое мышление явно присутствует в сознании учеников, как почти мгновенное воздаяние за неправедность, «зеркальное» правило из разряда «не исполнил – получи наказание» см. также Ин.9:1,2).
Но на что здесь мы хотели обратить внимание? Не только на проблемы, какие могут возникнуть у человека при взаимодействии с законом, какие мы и видим на страницах Писания. А на то, что явное взаимоувязывание соблюдение правил и получение за это соблюдение некой награды само по себе не существенно, хотя и имеет место (ср.Лк.18:7,8). (Вот как обезьянка в космосе, дёрнула рычажок, получила вкусняшку или сок, а вот куда и зачем летит, об аппарате и что за его пределами и т.д. совсем и не догадывается). Существенным это было только в определённый период истории и для определённой цели. Так вот в такую взаимосвязь «соблюдай – получай» явно не вписываются мотивы поведения, т.е. внутреннее состояние человека (ср. Мф.23:23; Иак.2:13), так вот как раз это и является определяющим и существенным (ну, да, научиться, чего можно касаться, а чего нет, вполне по силам и обезьяне). Другими словами простое механическое соблюдение это еще не соблюдение закона как такового.
Побочный аспект, который так настойчиво может навязываться теми, кто его всё же старается исполнять утверждение, что закон имеет незыблемость правил и вечность их исполнения*1. Другими словами этот закон и его принципы будут существовать всегда, и даже в том мире, который обещал установить Бог в будущем. На этом будут настаивать те, кто как им кажется, лучше всех знает закон и соблюдает его. И это не только способ возвышения себя пред другими и от этого осознание собственной важности (см. Ин.7:49, как мнение о других), но и способ полагания некоего вечного смысла*2. Смысла в самом его соблюдении (ср.Ин.8:33) и оправдания себя этим.
*Примечание. 1. Часто исполнение закона ассоциируется только с одним и с самым хорошим, с получением особой награды и всё, а те, кто не исполняет, живёт как бы своей обычной и «никчемной» жизнью. Однако, нельзя забывать, что при заключении завета, за его не соблюдение полагалось также и наказание (Лев.26:14-16 и далее). Таким образом, «подписав» завет и не исполнив его до конца, человек подписывал себе приговор.
2. То, что закон будет исполняться и при наступлении Царства Бога у иудеев времен Иисуса, не было ни малейшего сомнения. Это косвенно видно, например, из притчи о богаче и Лазаре. При наступлении Царства Божьего должно произойти воскресение, события данной притчи как раз и разворачиваются в тот первоначальный период времени. Однако Иисус укоряет, тех, кто считает себя праведными, говоря им: «…у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» (Лк.16:29). Что и указывает на такое представление у иудеев того времени (ср.Лк.19:11б). Иисус говорил так о иудеях того времени, т.к. дальнейшие события показали, что история развивалась по другому сценарию и совет отчасти был актуален только тогда, т.к. для христиан он потерял свою силу в связи с отменой закона.
Промежуточные итоги таковы: 1. закон невозможно исполнить без знания меры степени и глубины. 2. Простое «механическое» исполнение заповедей не является исполнением закона.
И действительно, почему изначально и сразу нельзя было дать закон в том виде, как к его пониманию пришли немного позже, уже во времена Иисуса: «…"Люби Господа Бога твоего всем сердцем, всей душой и всем разумом". Это - первая и самая важная заповедь. Вторая, подобная ей: "Люби твоего ближнего, как самого себя". Весь закон и учение пророков основаны на этих двух заповедях» (Мф.22:37-40;IBS; Рим.13:9). И такое представление о законе имели и учителя закона, к которому они пришли, соблюдая его (ср.Мк.12:33; Лк.10:25-29). Дело в том, что закон в таком виде не указывал, как конкретно это можно было делать и от того возникало еще больше вопросов, как в случае, описанном в Лк.10:29: «Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?». Другими словами подробные заповеди («делай», «не делай») и показывают, что человек не был в состоянии определить меру в данном вопросе, и это было тем, что утратил Адам.
Об этом рассуждает и ап.Павел в посл. к Римлянам (7:7-10;IBS): «Что же это значит? Что закон - это грех? Конечно, нет. Однако я бы не знал, например, что такое грех, если бы не существовало закона. Я бы не знал, что значит желать, если бы закон не говорил: "Не пожелай". Грех, найдя предлог в заповеди, породил во мне всевозможные желания, но без закона грех мертв*. Я когда-то жил, не зная закона, но когда я узнал требования Божьих заповедей, грех во мне ожил, а я умер. Оказалось, что заповедь, которая должна была принести жизнь, принесла смерть». Для чего и был дан закон.
*Примечание. «Лучше читать так: «грех потом взял повод и произвел во мне через заповедь (διά τ. εντυλής, а не «от заповеди», как в рус. пер.) всякого рода пожелания». Повод - точнее с греч. опорный пункт (αφορμή) - это разные запрещенные заповедью предметы, на которых останавливается внимание человека. - Чрез заповедь. Известно, что все запрещенное представляется человеку особенно желательным и завидным. … Конечно, такое соблазняющее действие производится запрещением на натуру, уже испорченную грехом, в которой сильны эгоистические стремления.
… Он узнал о существовании в нем греха через закон именно потому, что одна из заповедей закона ясно указала ему на пожелание, существование которого, как чего-то ненормального, иначе навсегда бы осталось ему неведомым. - «Не понимал бы» - правильнее: не заметил бы (ούκ ήδειν). - Пожелание, т. е. стремление души к предметам, которые могут дать ей удовлетворение, так свойственно человеческому сердцу, что оно (пожелание) совсем не бросается в глаза совести человека, если бы закон не говорил против него, не указал на него, как на знак противления Богу. Таким образом, только 10-я заповедь закона Божия определила пожелание, как нечто ненормальное, и, благодаря этому, еврей (Апостол говорит, как еврей) сознал свое греховное состояние. Итак, по Апостолу, еврей открывал в себе присутствие греха и пожеланий только тогда, когда пред его сознанием становилась определенная заповедь закона, запрещавшая пожелания». А.П.Лопухин.
Закон невозможно в точности исполнить даже механически, в некоторых моментах. Ведь чтобы не касаться чего-то не чистого, необходимо, не только знать является ли данный субъект чистым или нечистым, но и не был ли он осквернён до этого момента. Ведь нечистота могла передаваться предмету, даже если сам источник нечистоты удалялся (Лев.11:32-34). Не вдаваясь в подробности и обычаи (ср.напр.Ин.4:9) порождённые этим*, отметим лишь, что человек не силах «видеть» или знать заранее что перед ним находится, а значит и не в силах всегда и полностью соблюсти закон. Иначе жизнь человека превратиться в сплошное омовение или в изолированное заточение, подобно смерти. Это означает, что чтобы соблюсти закон в точности необходимо нечто большее, что-то данное свыше, выходящее за рамки только сугубо человеческого бытия.
*Примечание. «Нечистыми были роженица, прокаженный и каждый, кто прикоснулся к мертвому. Человек, считавшийся нечистым, делал в свою очередь нечистым все, к чему он притрагивался. Язычник тоже был нечист, пища, к которой прикоснулся язычник, была нечистой, становился нечистым всякий сосуд, к которому прикоснулся язычник, и потому ортодоксальный иудей, вернувшись с рынка, полностью окунался в чистую воду, чтобы очиститься от возможной нечистоты. Совершенно очевидно, что разные сосуды очень просто могли стать нечистыми вследствие прикосновения нечистого человека или нечистой пищи» Комментарий Баркли к Новому Завету.
Итак, Бог дал постановления, а человек устремился их исполнять. Если теперь здесь поставить на «паузу» в этом «фильме», пойдя как бы на кухню чтобы что-либо перекусить, то вовсе не возникает никаких сомнений относительно дальнейшего развития сюжета. «Люди постараются, а Бог им поможет» – вот как бы и вся суть этого фильма, а разве не так?, все как бы почти и понятно и от этого уже немного скучно. Однако, не приняв во внимание нечто, некоторую суть, (просто на тот момент еще не было опыта, ну если, образно говоря, смотреть этот «фильм» в первый раз) можно упустить важное.
Как мы уже отмечали выше, получается, что до момента согрешения Адама и Евы в чём-то подобном (законе) у них не было никакой потребности, как это пророчески и указано в Иер.31:31-34: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более».
О чём же здесь повествуется? О том, что данное состояние человека является определяющим. Это, то, к чему должна была привести вся цепь событий, включая искупление. Это, то к чему, в конечном итоге и ведет всех Создатель, получается, что это Его намеренье, и Он приведёт всех к тому состоянию, которым и обладали первоначально Адам и Ева. Следовательно, сейчас и на данный момент оно в самом человеке отсутствует (см. Рим.7:21-25), и как факт – закон пока «не вложен во внутренности».
Это означает, что сам Моисеев закон отражает наше сегодняшнее состояние, т.е. до того момента, когда наступит новое, Божье Царство. Сам закон не мог быть написан на сердце (вписан в него), а служил только напоминанием, вот как его не учи. Им нужно было руководствоваться в своей жизни, сверяя свои побуждения с написанным. Не жить естественным образом, например: «утром встал, позавтракал», а напоминалось: «не забудь позавтракать», чтобы было тебе хорошо (что уже звучит для нас не естественно, как это забыл, да еще и поесть?). Как и указывалось: «Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих» и «и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими» (Втор.4:9; 6:8). Из этого следует, что человек руководствуется совсем другими мотивами и желаниями в своей повседневности, но при этом он должен был не забывать о самом главном (о чём и напоминалось законом).
Но можно ли сделать вывод, что получи мы совершенство (подобно Адаму до), нам нет необходимости соблюдать принципы закона? Да и сам закон, не отменён ли был еще аж во времена апостолов? (см.Деян.15:19-29;21:25). Здесь ситуация напоминает школьную задачу. Чтобы её решить необходимо воспользоваться знаниями из определённого раздела, например физики, а также теми знаниями, которые были получены до этого. Так применив две три формулы (обычно не более в школьных примерах), мы найдём ответ и решим поставленную задачу. Но ограничивается ли вся физика, только этими разделами, откуда мы и взяли формулы? Конечно, нет, мир намного шире и разнообразней в явлениях, законах и принципах, чем отражено в одном или двух разделах школьного учебника. А этими разделами (знаниями из них) мы воспользовались только для решения конкретной поставленной задачи и не более. К тому же уже после окончания школы мы вряд ли постоянно решаем какие-либо задачи (если, конечно с этими разделами физики не связана ваша профессиональная деятельность), что указывает на некую искусственную составляющую в этих задачах – закрепить некий навык и знания (цель и назначение).
Нечто подобное мы можем наблюдать и с Моисеевым законом. Например, в свод основных заповедей (десять заповедей) входят такие законы как: «Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх.20:13-17) . Подождите как же так? – спросят некоторые. Людям, чтящим Бога, в первую очередь напоминается, чтобы они не совершали вот это? Как кажется, такие указания нужно было бы давать тем, кто, что называется, в первый раз встречается с законом, ну никак не тем, кто с «молодых ногтей» поклоняется Богу и знаком с основными принципами. А со стороны всё это может выглядеть даже странно, ведь получается, что сам закон как бы (косвенно) и указывает, что все они склонны только к тому чтобы «красть, прелюбодействовать, лжесвидетельствовать, желать» ну и т.д.?, что таким образом и ограничивает закон. Вот как бы так и получается, уж если эти заповеди были выделены в отдельную и основную составляющую. Так неужели это так?
С законом абсолютно так же как и с приведённым выше примером. Все принципы остаются неизменными и отражают высшую Божью справедливость. Однако сведены в закон и поставлены на лидирующие места те из них, которые максимально точно способствовали решению той задачи, для которой они и были составлены* (что, кстати, косвенно и указывает на некоторую «искусственность» сведения отдельных постановлений в единый закон, данный Моисею). Это с одной стороны. Т.е. в основу взяты те из них, которые максимально отражают склонности человеческой натуры в постадамовом состоянии (после грехопадения), чтобы их отчасти преодолеть. Тогда выходит, с другой стороны, что как только измениться состояние человека (он перестанет быть носителем этого состояния), так сразу изменится и отношение к нему и часть закона (принципов изложенных в нём) потеряет свою силу (потеряет какую-либо надобность в них).
*Примечание. Здесь мы не будем рассуждать на тему сохранения некоего народа в чистоте моральной и физической (вот, кстати, о физической чистоте и принципах, было бы интересно порассуждать относительно того, а как это все будет соотноситься в новом мире?, напр. плесень и микробы никуда не денутся, но сейчас не об этом). Нас интересует здесь, прежде всего, сам человек его положение перед Богом, то, как представляет нам это самое положение закон.
Потеряет свою силу в том смысле, что соблюдение этих правил будет естественным состоянием человека, и их не нужно будет постоянно напоминать. Это будет также естественно как дышать и ни у кого не возникнет ни малейшего сомнения, что это действительно так (вот ведь да, не будут же люди, например, убивать друг друга в раю). Т.е. закон как таковой останется, и будет действовать, но он будет, словно вплетён в сознание, да так что соблюдая его не будут замечать, что он соблюдается. Это будет составлять как бы само естество человека. (Перефразируя лозунги недавнего прошлого: «говоря человек, мы подразумеваем закон, а, говоря закон, мы подразумеваем человека», считая их не отделимыми, подразумевая, что человек исполняет закон, да так, что он и есть сам закон).
Действительно, бессмысленно, например, давать указания и вводить правила как нужно «употреблять» костыли, чтобы не мешать другим людям и не создать опасную ситуацию для себя и окружающих (напр. в метро, в узких проходах, в лифтах и т.д.). Если человек здоров и не имеет нужды в костылях (здоровые об этом могут даже и не догадываться), то зачем ему это? В этом отношении часть принципов, как только измениться состояние человека, перестанет иметь какое-либо значение для самого же человека, так как потеряют свою актуальность, да и вообще какую-либо необходимость в напоминании о них. Да и сами эти напоминания, да еще сведённые в единый закон превратятся в своего рода такой вот «музейный экспонат» с назидательным смыслом, как у классика: «чтобы вспомнить какими мы были, посмотрите в семейный альбом…». В своего рода картину, ярко написанную маслом, того, что мы представляли из себя тогда (вот как-то так получается). Приведём лишь некоторые тексты Писания, по этому поводу:
«... Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим.7:14-20).
«Если же вы духом водитесь, то вы не под законом … Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал.5:18-23). «Против таких людей закон ничего не может сделать» (IBS).
«Никто не сможет сказать: "Вот, оно здесь" или "Оно там", потому что Божье Царство среди вас*» (Лк.17:21). Как мы знаем чудеса совершал не только Спаситель, но такими способностями Он наделил и учеников (см.напр. Мк.9:18,28; Лк.10:17). Но совершали они эти чудеса с помощью силы данной свыше, Святого Духа. Проявления Царства можно было наблюдать уже и тогда. Однако со временем, когда ученики получили Дух в полной мере (Ин.7:39), это позволило, как и указал ап.Павел в Галл.5:18-23 отменить действия закона над такими людьми.
*Примечание. ««Внутрь вас есть», т.е. между вами, в вашем кругу оно уже есть … , а вы, - мысленно прибавляет Господь, - его и не замечаете. Говоря это, Господь мог иметь в виду совершаемые Им чудеса и особенно изгнание бесов, которое свидетельствовало, как Он говорил и раньше, о том, что Царство Божие уже достигло до иудеев (см. Мф.12:28). Некоторые толкователи (из древних - свт. Иоанн Златоуст и блж. Феофилакт) давали этому изречению другой смысл. По их мнению, Христос говорил здесь о том, что Царство Божие находится «в душах ваших». Но против такого толкования решительно говорит то, что речь Христа обращена к фарисеям, в душах которых Господь менее всего мог найти признаков наступления и результатов действия этого нового порядка жизни, которое Он обозначил именем Царства Божия» А.П.Лопухин.
Здесь и заключается важный момент – получая Святой Дух, человек освобождается от закона висевшего над ним и осуждавший его. Другими словами можно сказать, что состояние человека тогда изменилось, так как на верующих стал сходить Святой Дух, наделяя каждого определёнными способностями. И, повторим еще раз, как раз вот это самое свойство и позволило отменить закон, вернее он стал не нужен как здоровому человеку, не нужен костыль. Т.е. если бы человек оставался бы «хромым», то да, принципы были бы в силе, а так зачем они нужны?, когда и так всё хорошо получается и всё понятно, да и костылями он не пользуется. Другими словами, если в руках нет костылей, то и вести себя так, как будто они есть, нет никакой необходимости и даже бессмысленно с любой точки зрения. А со стороны, если посмотреть на такого человека, то вообще становится смешно, вроде здоров, а как «больной».
Поведение человека теперь должно определяться тем состоянием, которое он имеет на этот самый момент. «Шагай, уверено и прямо, учись делать это так, чтобы легко преодолевать любые препятствия, тренируйся и практикуйся, чтобы, не сомневаться, сможешь ли ты взойти на гору. Не сомневайся, а всходи» – вот девиз новых возможностей. И тут встаёт другой вопрос – желает ли человек этого самого нового или ему намного удобней привычней и где-то даже лучше в том старом, в котором он с детства и где так всё знакомо. Не такие ли побуждающие действовать по Духу, по новому мы встречаем в посланиях ап.Павла (1-Кор.9:24). Конечно, полученными способностями и даром можно было пользоваться по-разному, что указывает притча Иисуса (Мф.25:14-30).
Но Святой Дух человек получает не сам по себе, от собственного желания и хотения, нет (ср.Ин.1:11,12). Его он получает от Бога. Но, таким образом следует: быть праведным перед Богом невозможно без участия самого Бога, дающего Духа. Вывод хотя и кажется простым, но в тоже время он имеет и определённую глубинную составляющую. Чтобы быть праведным перед Богом (и иметь успех, вечную жизнь и т.д.), нужно соблюдать Его законы, признавая за Ним право устанавливать их: «Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: "что ты делаешь?" и твое дело [скажет ли о тебе]: "у него нет рук?"» (Ис.45:9). Мир создан Богом и только Он определяет правила жизни в нём, что сам по себе человек сделать этого не может, а следовательно не может в нём иметь успеха. Ну и раз всё, включая саму праведность, мы получаем от Него, то какие могут быть поводы, чтобы возгордиться?*
*Примечание. «Кто же делает тебя лучше других? Что у тебя есть свое, чего ты не получил от Бога? Если такого нет, то что же ты хвалишься подаренным?» (1-Кор.4:7;IBS). «Доказывая нелепость такого самопревозношения, Ап. задает гордому коринфянину три вопроса. Какие ответы можно бы дать на эти вопросы? Предположительно ответы эти такие: на первый вопрос: «кто отличает тебя» (т. е. кто сказал тебе, что ты выше других)? Ответ: «не ты ли сам?» На второй вопрос: «что ты имеешь...?» Ответ: «положительно ничего! все твои дарования - от Бога!» На третий вопрос ответа и не требуется, потому что это скорее восклицание, чем вопрос». А.П.Лопухин.
Без Бога мы всё будем делать на свой страх и риск, любая ошибка и нанесённый ущерб тогда должен будет взыскиваться с нас же, по правилу «зуб за зуб» (Исх.21:24,25; Втор.19:18-21). Нанесённый ущерб (себе или другим) намеренно или по неосторожности, от не компетентности («дури» и самоуверенности) или по стечению обстоятельств («хотели как лучше, а получилось как всегда») и т.д., ни чем и ни кем не будет компенсироваться, исправляться и т.д. В этом смысле ответственность мы взяли на себя сами и должны её нести, вне зависимости от предполагаемого исхода (ср.Еккл.9:11). А значит, тебе никто ничего и не простит, в смысле делай что хочешь, да ничего страшного и не случится, оно уже всё случилось, еще тогда, с Адамом. Максимум что можно ожидать от всего этого так это смерть, и рано или поздно она настигнет человека. И действительно решив жить самостоятельно, человек взял всю ответственность и все риски на себя, и вот как раз с него и нужно, если что спрашивать. В этом и есть высшая справедливость, в этом и есть весь смысл закона.
Другими словами, человек как бы двигаясь в «полной темноте», неизбежно будет натыкаться на различные препятствия, получая травмы и ранения (ср.Лк.6:39). Однако, чтобы иметь хоть какую то надежду, что в будущем его путь будет «освещён» (в любом смысле этого слова) и он будет «видеть» путь своего движения, ему необходимо признать, что он является грешным. Т.е. нуждается в этом самом «освящении», в руководстве свыше, он признаёт роль Создателя и не может только полагаться на себя. Что он не в состоянии идти путём, выбранным, когда-то Адамом, иначе он окончательно зайдёт в тупик, из которого ему не выбраться. (Да, люди попробовали, и у них ничего не получилось, как и предсказывалось, пора от этого отказываться и возвращаться обратно). Это и есть условие прощения человека свыше, это, то, на что и указывает закон.
И как итог можно констатировать: чтобы иметь успех (в любом смысле этого слова, например: вечную жизнь; удовлетворить свои потребности не нарушая экологию; не погибнуть от случайности и т.д. и т.п. любое проявление какое человек ожидает от Бога, Его участие, помощь, содействие…) необходимо сначала получить прощение за свои грехи, что и было сделано с приходом Спасителя. И это прощение, человек не мог получить самостоятельно, опираясь только на себя (Рим.6:23; 1-Тим.1:6; Еф.2:8; Пс.48:8-10). Т.е. сначала человек получает прощение (Рим.5:8б), а уж затем он может сделать свой выбор, ведь до этого момента у него как такого выбора и не было.
Именно благодаря этому и открылась возможность даром и без всякого предварительного условия (не нужно было соблюдать чего-то там, перед тем как, а просто нужно было иметь желание) получить дар Святого Духа даже язычникам (Рим.9:24,30-32). Что как можно догадаться, было немыслимо в иудейском сознании того времени, где главными были принципы закона («соблюдай – получай» и как следствие: «нет исполнения – нет воздаяния»). Однако, смысл закона и его суть как нельзя лучше иллюстрирует именно эти события – сошествие Святого Духа на учеников Иисуса в пятидесятницу (иудеев, см. Деян.2 гл.) и на учеников из других народов (язычников, см. Деян.8:14-17; 10:45). Обращаясь к соверующим ап.Павел пишет: «…вы не под законом, а под благодатью» (Рим.6:14).
Не об этом ли пророчески упоминается в различных местах Писания: «И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу» (Ис.65:24). Как указывают исследователи* этот текст можно понять в том смысле, что это укор Создателю со стороны потерявших веру людей. И на это пророк Бога даёт исчерпывающий ответ. Однако, эти слова можно понять и в пророческом значении, как указывающие на некую другую реальность, которая и будет существовать в новом. Не это ли будет наполнять обещанное новое?
*Примечание. «Слова этого стиха представляют прямой ответ на сетования иудеев, искавших Господа, что Он будто бы покинул их, скрыл лицо Свое от них и не простирает на них Свою благодеющую десницу (Ис.58:2; Ис.59:1). Лучший комментарий их дан Самим Иисусом Христом (Мф.6:8,32)». А.П.Лопухин.
Представленный материал, как кажется, ставит больше вопросов, например: что значит жить под благодатью, если нет закона (т.е. точных правил поведения и взаимодействия)? О чём это здесь речь? Но, а как же другая сторона, что предлагается там, в строительстве нового мира? … и т.д. Эта темы отдельных разбирательств.