Привожу отрывок из достаточно большой статьи на тему брака.
Точками ... обозначены пропуски материала, которые как кажутся и так понятны.
Если тема будет интересна кину ссылочку на весь материал.
Споры относительно развода и понимания Моисеева закона в этом вопросе приводят только Матфей (19:1-9 см. также 5:31,32) и Марк (10:2-12), некоторое упоминание мы встречаем также и у Луки (16:18):
«К Нему подошли фарисеи и, желая поймать Его в ловушку, спросили: - Разрешено ли мужу разводиться с женой? - A что вам повелел Моисей? - спросил в ответ Иисус. Они ответили: - Моисей позволил мужчине разводиться, выдав жене разводное свидетельство. - Он оставил вам эту заповедь из-за жестокости ваших сердец, - ответил Иисус. - А в начале творения Бог сотворил людей мужчиной и женщиной. Поэтому человек оставит отца и мать и соединится с женой, и двое станут одной плотью. Так что их уже не двое, они - одна плоть. Что Бог соединил, то человек не должен разделять. Позже, в доме, ученики опять спросили Иисуса об этом. Иисус ответил им так: - Кто разводится со своей женой и женится на другой, тот изменяет жене; и если жена разводится со своим мужем и выходит замуж за другого, она тоже совершает измену» (Мк.10:2-12;IBS).
…
Другими словами «что Бог сочетал» (Мф.19:6) не является сугубо личным делом самого человека, делом его выбора (хочу так, хочу эдак), т.е. его желания или нежелания и действительно «сначала не было так» (Мф.19:8). Вот как бы это не выглядело на данный момент непонятно или даже пугающе (у нас что, нет выбора? … о ужас!, как может показаться некоторым). Ведь выходит, что, сделав один раз выбор, далее уже ничего переменить или сделать нельзя, так что ли получается? Нельзя начать заново с «чистого листа». А такой выбор человек делает обычно в самом начале своего пути, будучи молодым и неопытным, тогда, когда и сам еще мало что смыслит в жизни, не имея достаточного навыка в ней, делая этот шаг под действием тех или иных обстоятельств, внутренних противоречивых желаний и т.д. и т.п. (ср.1-Кор.7:1-5 и далее).
Услышав такой ответ Иисуса, ученики, будучи уже в достаточно зрелом возрасте, задают вполне закономерный и понятный нам вопрос: «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» (Мф.19:10). И в этом вопросе, как кажется, содержится некоторый упрёк к строгости предъявляемых для исполнения Божьих требований. Однако это, скорее всего не так, и в их реакции нет и намёка на протест оттого, что Иисус запрещает такое «желаемое» и как бы «естественное» (чуть, что не так - сразу развод). Т.е. в их вопросе нет протеста против запрета даже гипотетической возможности развода, нет. Но что тогда?
Вспомним, что ученики постоянно пребывают со Спасителем в Его служении и проповеди, что вероятнее всего указывает, что они могут так поступать и не нарушают каких-либо требований относительно собственных браков и обязательств в связи с этим. Понятно, что часть апостолов, не состояло в браке вообще и им только предстояло сделать свой выбор, поэтому для них был так важен ответ Спасителя и он так взволновал их. Для них речь, прежде всего, идёт о нарушении закона (одной из десяти заповедей), которые карались смертью и вели к Божьему проклятию и наказанию. В жизни же не всегда удавалось заранее найти себе такого партнера, с которым можно было бы пройти жизненный путь в браке, что называется «без сучка и задоринки». А выбор брачного спутника отчасти дело где-то даже случайное, и вероятно примеры разводов были на слуху тогда у людей, даже в том, консервативном иудейском обществе.
Из этого следует, что, несмотря на все усилия человека по соблюдению закона некоторые вещи не зависят от него и его личных усилий. Вот как бы человек не старался и не был ревностен в этом вопросе (а апостолы, несомненно, стремились к духовному, иначе бы не ходили бы с Христом, посвящая этому так много своего личного времени). Но если посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, то получается, что такое положение вещей как бы отменяет Божью справедливость и праведное воздаяние, и в этом как бы терялся всякий бы смысл. Действительно, вот какой смысл добиваться праведности и стремится что-то там соблюдать, ведь результат зависит не только от личных усилий одного из супругов (и это даже отражено в истории выдающихся людей от Бога, вспомним хотя бы историю Самсона см. Суд.14-16 гл.). Здесь как в известной поговорке: «человеку в жизни должно повести три раза: от кого родится, у кого учится, и на ком женится (выйти замуж)». Даже в современном мире, где развод не является препятствием, многое из этого остается актуальным. Для нас же интересно, то, что процесс бракосочетания в народной молве выглядит где-то случайным и не поддающийся планированию. И эта одна из причин, почему семьи «праведников» (по совр. элита) предпочитали сочетать своих отпрысков с теми, кто происходил из подобных семейств и никак не ниже себя.
Но в чём противоречие того, на что указывает Спаситель и тем, как стали поступать грешные люди? Это следует из ответа Иисуса и его можно разделить как бы на две части*:
*Примечание: Данная т.з. представляет дело таким образом, что объяснение следует из самих слов Спасителя, что не лишено смысла, ведь в Писании нет прямых параллельных мест или пророчеств по этому поводу или даже близких по смыслу параллелей или аллюзий.
1. Сочетал Бог. Сочетание людей в единое целое производилось самим Богом, как это показал Спаситель на примере Адама. К сожалению, история совершенных людей на этом заканчивается, и как были бы организованы другие браки, т.е. уже между потомками первых людей, нам неизвестно. Однако из приведенного Иисусом примера уже многое становится понятным.
…
Таким образом, можно сделать вывод, что первоначальный замысел Создателя осуществлялся способом, указанным в Писании при сотворении первых людей. Однако затем, человек отвернувшись от Бога, сам стал решать, что и как, и в частности такое произошло в вопросе выбора брачного спутника, как и указывает Спаситель что «сначала не было так». Другими словами, Иисус не говорит о сегодняшнем положении дел, т.е. до наступления Царства Бога, нет. Он указывает состояние того, что было до грехопадения первых людей и того, как замысел Бога будет осуществлён в будущем, при наступлении Царства Бога.
Только то, что непосредственно «Бог сочетал» и является Его вечным намереньем в отношении конкретного человека (т.е. двух людей, которых Бог сочетал браком). И это является законом для них обоих, как впрочем, и для всех остальных*1, т.е. внешних по отношению к их браку людей. После отпадения от Бога, такого больше не наблюдалось. И действительно человек стал жить вне рая, и поступать не в соответствие с первоначальными замыслами относительно его, нет, а, стал во всем и везде производить «ущерб» вольно или не вольно, это же касается и брака в частности (ср. Быт.6:5). Ущерб в смысле, того, что не до конца зная и понимая окружающий мир и делая выбор, он, так или иначе будет попадать в сложные ситуации, как следствия своего выбора и незнания (ср.Быт.3:17-19). Поэтому для грешных людей и появляется указание, что в некоторых случая (которые сам человек не может предусмотреть заранее) можно давать «разводное письмо» (Втор.24:1*2).
*Примечание. 1. Другими словами первоначально у человека, которого Бог сочетал, нет не единой внешней причины для развода, все причины лежат только внутри него самого. Все остальные, вот как бы и кто кому не понравился (например, кто-то другой, состоящий уже в браке с другим человеком), также должны понимать, что, разрушая своими действиями чей-либо брак, они руководствуются причинами, находящимися в них самих. А этим и выказывается греховность или своеволие.
2. Указанная причина во Втор.24:1 давала довольно просторную трактовку. Некоторые задают вопрос: а почему сам Бог не дал точного определения, что и как? Практикуя закон на деле, у иудеев появилось несколько мнений по этому поводу, это и указывало, что сам человек не может всё и всегда определить и нуждается в руководстве более могущественной силы – Бога. Сам закон (возможность разводится) и способ, каким он был дан, уже указывал на многое, на состояние человека и его грешность, и это особенно стало очевидно по истечении некоторого времени практики его применения.
Потеряв совершенство, человек стал «жестокосердным», т.е. несовершенным (тут указание Моисея, это есть признание человека грешным). И это касается не только иудеев, к кому обращена была речь Спасителя, нет. В их лице обличались все потомки Адама, как грешники, нуждающиеся в искуплении (Рим.5:12). Из этого следует, что все последствия грехопадения и необдуманные деяния грешных людей должны быть устранены в будущем Царстве Бога, как и сказано: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:4). И брак здесь далеко не исключение. Такие следствия как смерть и болезни присущи именно миру находящемуся вне управления Бога.
Вне рая, план в отношении людей, не осуществлялся в полной мере со стороны Бога. Теперь Бог никого не сочетает таким образом, каким это было сделано в отношении Адама и Ева. Теперь вся ответственность лежит на самих участниках этого процесса и Бог здесь уже не причём. Иначе бы не было бы никакого смысла в словах ап.Павла: «Разве вы не знаете … закон имеет власть над человеком, пока он жив? Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества … если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа» (Рим.7:1-3; см. также 1-Кор.7:39). Сама отмена брака и требований в отношении него, при наступлении неких обстоятельств (смерти) как раз и указывает на то, что Бог не сочетал, иначе отменялись бы Его же действия, ведь для Бога они «все живы» и остаются таковыми. Если рассматривать далее, то: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27), после чего «когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1-Кор.15:28).
…
Так или иначе, намеренья Бога в отношении достойных людей будут осуществлены, на это и указывает Спаситель: «Люди этого века женятся и выходят замуж. Те же, кто удостоится жить в будущем веке и будет воскрешен из мертвых, не будут ни жениться, ни выходить замуж. Они станут бессмертны, как ангелы. Они дети Бога, потому что они участвуют в воскресении» (Лк.20:34-36;IBS). А также: «…находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» (Ин.5:28,29). Одни из них «пойдут в вечное наказание, а праведники - в вечную жизнь» (Мф.25:46).
В домессианский период (до прихода Мессии к власти) люди сами решают этот вопрос, но после такое решение будет уже за Богом. Даже если рассуждать чисто логически нет никакого смысла связывать свою дальнейшую жизнь с тем, кто по истечении некоторого периода: « … будет умирать юношею … столетний грешник будет проклинаем» (Ис.65:20). Именно в этот переходный период времени люди и будут пребывать как ангелы на небесах. Но так как намеренья Бога в отношении человека изначально были: «не хорошо быть человеку одному», то и можно сделать вывод, что Бог сочетает достойных после окончательного суда (т.е. после 1000-летнего Царства). Если же рассуждать с позиции будущего, то сейчас мы не в состоянии предвидеть последствия собственного выбора, но, даже будучи совершенными, наверное, желали бы получить самое лучшее. Т.е. ждали бы решения в этом вопросе от Бога. А что может быть еще лучше?
…
2. Человек не должен разделять. Второй аспект, на который стоило бы обратить внимание, заключается в действиях самого человека. И он не менее важен, т.к. показывает сегодняшнее (т.е. грешное) состояние человека. Именно изменение этого состояния и отразится на том, что сегодня считается обычным в отношениях между полами, отразится на самом браке.
Ссылаясь на то, как были сотворены первые люди, Спаситель не только указывает на будущее, но и открывает следствия из этого: «…кто разводится со своей женой по любой другой причине, кроме ее неверности, и женится на другой, тот совершает грех супружеской измены» (Мф.19:9;IBS).
…
Но в чём же собственно состоит этот грех? Конечно дело не только в том, что от измены могут родиться совсем не запланированные дети, о которых также необходимо проявлять заботу, чего невозможно было бы сделать в полной мере. Или в неких венерических заболеваниях, которые сами по себе выявляли нечистоту человека (по закону), и которые в те времена мало поддавались лечению, не только (ср.1-Кор.6:18 именно на это намекают некоторые комментаторы, однако есть и др. мнения). Хотя данные проблемы в современности стоят менее актуально из-за развития науки и медицины, не так остро как в древности, но это не отменяет самого постановления.
…
Из вышеизложенных рассуждений можно сделать вывод, что грех прелюбодеяния затрагивал самую суть брачного устройства. Т.е. здесь важны не последствия или осложнения, нет (хотя и это не отменяется). Сущность заключается в том, что это устройство Божественного происхождения и пользоваться им необходимо в соответствии не с желаниями человека, а с волей Бога. Нарушение этого постановления и есть грех, т.е. несоответствие одного другому. Другими словами человек пользуется чем-то, что дано от Бога не по назначению (предназначению), а для удовлетворения своих собственных желаний, проявляя таким образом эгоизм (ср.Рим.1:24-32). И здесь совершенно не важно, по каким причинам он делает это – по собственному выбору или по тому, что не может управлять своими желаниями, так или иначе он совершает грех. Именно отличие, того, как было до, особенно бросается в глаза, если немного проанализировать историю существования Адама и Евы в раю:
…
Для нас же в контексте исследования темы человеческого существования в Царстве Бога не это является важным, хотя и существенным. А то, какова сама природа человека домессианского бытия. Итак, Спаситель указывает, что: «Кто разводится со своей женой и женится на другой*, тот изменяет жене; и если жена разводится со своим мужем и выходит замуж за другого, она тоже совершает измену» (Мк.10:11,12;IBS). Помимо того, что так поступать не является верным по сути, обращает на себя внимание и другой менее заметный аспект. Если люди могут и склонны так поступать, то возникает вопрос: а что их так заставляет поступать? Каковы мотивы и движущие силы, подталкивающие на это?
…
Другими словами, к разводу могли побуждать не только какие-либо экономические соображения или трудности. Так, например, даже в наше время в некоторых странах одиноким женщинам с ребёнком (фиктивно разведенных, но продолжающих жить со своими мужьями), государство выплачивает более значимое пособие, чем формально замужним. Не только это может склонять к разводу, но и различные желания, влечения и вожделения. А это и есть супружеская измена или неверность, т.к. к этому побуждает не непреложная внешняя причина, а внутренние желания и устремления:
«В древности люди были убеждены, что сексуальное желание не подвластно разуму и его не может держать в узде даже мужчина, обладающий большей выдержкой, чем женщина. Вот почему женщину старались держать под замком, чтобы ее видело как можно меньше мужчин. Это был практически единственный способ контроля над чувственностью. Если же женщина появлялась на улице, она закрывала лицо и закутывалась в покрывало. Мудрый человек должен был разговаривать с женщинами как можно меньше, даже с собственной женой. Именно поэтому появляются советы смотреть на женщину как можно реже или не смотреть вовсе. Так мужчина заботился о собственной чистоте, а женщина рассматривалась лишь как очень опасный предмет, способный отвлечь мужчину от изучения Закона. … Женщина была бесправным существом, она не считалась полноценным членом религиозной общины. Благочестивый еврей, как, кстати, и многие язычники того времени, благодарили Бога за то, что не родились женщинами. Иисус встал на защиту их человеческих прав, уравняв их с мужчинами перед лицом Бога. Мужчина имеет обязанности перед женщиной и несет за нее ответственность. Когда Иисус запрещает похотливый взгляд, Он имеет в виду не только внутреннюю чистоту мужчины, но требует, чтобы он понял, что тем самым он оскорбляет женщину или провоцирует ее, пробуждая в ней ответное вожделение, оскверняющее ее. Некоторые комментаторы даже указывают на возможность другого перевода греческого подлинника: «своим взглядом он вызвал в ней ответное желание»*. Мысленно – дословно: «в сердце» …» В.Н.Кузнецова, комментарий.
…
В большинстве случаев на принятие решения влияет именно половое влечение, которое трудно поддаётся контролю. Скорее всего, именно отсюда во многих культурах существуют ограничения: в одежде, в поведении на людях, в до брачных отношениях и т.д. и т.п. Ведь здесь мозг, как говорится, не только не противится, а наоборот ищет как бы «легальные» пути достижения, и контроль часто покидает разум. А это означает, что нынешние принципы, которыми руководствуется человек в повседневной жизни, претерпят значительные изменения. На это косвенно указывают слова из Откр.21:7,8: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный».
Трудно представить, чтобы сильных и пышущих здоровьем практически молодых людей что-либо сдерживало бы, да еще так много времени (ср.1-Кор.7:2). А причина гибели большинства оставшихся в живых под конец 1000-летнего Царства является не что иное, как действие сатаны, его уловок, влияния и т.д., а не что-либо еще. Из этого и можно заключить, что природа человека, как и его внутреннее восприятие действительности изменится. А иначе, кто тогда переживёт это самое 1000-летнее Царство и перейдёт далее?
Вывод, который напрашивается из представленного материала, может показаться где-то непривычным, но довольно утешающим. Человеку в будущем нет никакой необходимости волноваться и переживать по этому поводу: вот оно получится или не получится?, вот как навечно связать свою жизнь с кем-то, а вдруг что не так? (подобно вопросу учеников Иисуса – может, тогда не женится? см.Мф.19:10). Выходит, что это не его забота (задача задач), свалившаяся вдруг на человека, а нечто данное свыше. И действительно, Бог, наделивший нас такими «механизмами», как половое влечение, не бросит же всё это на неуправляемый самотёк, а примет в этом вопросе самое непосредственное участие, ведь Кто как не Он лучше всего знает это. Хотя этот вывод и выглядит вполне понятным и даже очевидным, но мы здесь уточнили некоторую степень, которая не оставляет не единого шанса для переживания в будущем по этому поводу.