Научи нас молиться

Научи нас молиться

Сообщение Alex » 24 мар 2020, 12:40

Ой тут читал, как говорят у нас, одного известного и уважаемого. Немного удивился, но молчать не могу вот цитата: "Церковь так «прилежно», и «неустанно» молилась Богу о Петре потому, что… НЕ ВЕРИЛА в освобождение Петра".
Зачем же они тогда молились, если не верили? Да и вообще как они на страницы Писания то попали тогда?
Скорее всего, они просто верили в другое освобождение, а не в такое чудесное. Ну да ладно ...
Сама тема весьма заинтересовала... ну и полез я в справочники и ... вот что обнаружил:

Данные слова мы встречаем только в повествовании Луки (11:1) и на первый взгляд они выглядят довольно странными. Действительно, еще задолго до этих событий Спаситель произносит поучительные слова о молитве в нагорной проповеди (Мф.6:9-13), практически в самом начале Своей деятельности. Но получается, что здесь ученики снова просят Его научить их молится. Не может же такого быть, чтобы к тому времени они забыли всё это, при том постоянно присутствуя возле своего учителя. За этим как кажется, стоит не только желание узнать нечто новое и более правильное, чем было до этого, но и нечто другое. То, что присутствовало в том иудейском обществе того времени, и чему так или иначе следовали все иудеи того времени.

Обращает на себя внимание и тот факт, что данную просьбу направляет к Иисусу не кто-либо из апостолов, а когда «Однажды Иисус молился, и когда Он закончил, один из учеников попросил Его» (IBS). Другие переводы указывают, что это был кто-то из учеников. Из этого можно сделать вывод, что с такой просьбой к Иисусу обратился некто, кто еще совсем недавно, в силу тех или иных обстоятельств, примкнул к группе сопровождения Спасителя. Из слов данного ученика: «Господи, научи нас молиться, как и Иоанн научил своих учеников» (Лк.11:1; IBS), также следует, что он хорошо осведомлён о том, что происходило в ближайшем окружении Иоанна Крестителя.

Скорее всего, среди тех, кто проявлял интерес к тому, что тогда происходило в Иудее, были люди, кто лично и непосредственно слушал и посещал проповеди Иоанна и Иисуса. Таковыми были первые апостолы и ученики Иисуса (см.Ин.1:35-50). Наверное, по-другому и не могло происходить в те времена (при отсутствии средств массовой коммуникации). Люди приходили, слушали, оставались какое-то время, и в силу тех или иных обстоятельств удалялись по своим делам, затем появляясь вновь. Поэтому одни и те же вопросы, как отражение иудейских представлений того времени, задавались снова и снова только разными людьми. Вероятно, Лука и поместил в своё повествование один из таких эпизодов.

Также можно отметить, что, как бы и кто не относился к Иисусу (воспринимал Его как Мессию или нет), все же видя чудеса и исцеления, которые Он творил, у людей не могло не возникнуть определённое чувство. «Если человек может совершать такое, то вероятно Он знает что-то больше остальных и имеет какие-то особые отношения с Богом» - и это вполне логичное умозаключение даже для нашего времени. И вполне нормально спросить и чему-то научиться у того, кто обладает подобным. Поэтому вопрос о молитве можно в какой-то степени считать закономерным. К тому же, как отмечают некоторые исследователи:

«В отличие от Матфея, поместившего Молитву Господню в Нагорную проповедь в противовес показным молитвам святош и бесконечному пустословию язычников, Лука приводит ее в другом контексте. Это ответ Иисуса на просьбу учеников научить их молиться. Известно, что во многих религиозных группах были свои молитвы, которые им давали их учителя. Для молитвы Иисуса характерна краткость, в ней Бога просят о самом важном: чтобы Он поскорее установил Свое владычество во всем мире. По сравнению с молитвой Господней, известной в версии Луки, версия молитвы в Евангелии Матфея большинству верующих знакома лучше. У Луки она короче (пять прошений, а не шесть) и немного отличается лексически. Вряд ли можно предположить, что кто-то мог бы сократить эту молитву, поэтому обычно считается, что версия Луки ближе к оригиналу, но в отношении лексики ближе текст Матфея, сохранившего арамеизмы.

Но важно помнить главное: даже если допустить возможность, что перед нами не два варианта одного и того же арамейского текста, а что сам Господь произнес молитву дважды, с некоторыми изменениями, из этого явствует, что молитва дана нам как образец, а не как текст, который необходимо заучить наизусть и не дай Боже что-либо в ней переставить или изменить.

Ученики Иисуса, вероятно, «просят Иисуса о молитве, которая выделила и сплотила бы их как Его учеников. В религиозных группах того времени именно свой собственный порядок молитвы был существенным признаком их общности. Так было у фарисеев, так было у кумранитов, так было у приверженцев Крестителя (Лк 11.1). Тот факт, что ученики просили Иисуса о молитве, позволяет утверждать, что они сознавали себя членами общины Иисуса». В.Н.Кузнецова. Евангелие от Луки. Комментарий.

Это следует и из слов в Луки 5:30-33: «Фарисеи же и учителя закона … сказали Иисусу: - Ученики Иоанна и фарисеев часто постятся и молятся*, а Твои ученики - едят и пьют» (IBS). Здесь попутно можно отметить, что такой подход явно выдавал то, что ни фарисеи, ни ученики Иоанна, в той или иной степени не видели в Иисусе Мессию, а лишь только готовились к его появлению (ср.Мф.11:3; с 16:14). В связи с этим Иисус и дал им такой ответ (Лк.5:34,35), в котором явно указывается на бессмысленность такого поведения, введу уже явного присутствия Мессии.

Примечание. «Образцы их молитв не сохранились, но понятно, что у них были особые молитвы, отличавшиеся от общепринятых … В древности пост означал полный отказ от принятия пищи, а не ограничение в еде. Первоначальное значение поста заключалось в том, что человек, сознавая себя грешным, отказывался (на время) от еды, тем самым признавая, что недостоин жить. Закон Моисея устанавливал как обязательный один день поста в году – Йом-Киппу́р, или День Искупления, когда в Храме приносилась жертва за грехи народа, совершенные по неведению (Лев 16.29-31; 23.27-32; Числ 29.7). Он отмечался 10 числа месяца Тишри́ (середина сентября-октября). Во время подготовительного периода люди должны были загладить все обиды и искупить все грехи, о которых они знали, а в этот день первосвященник входил в Самое Святое Место («Святая Святых») и окроплял его кровью жертвенного животного, тем самым искупая неосознанные или забытые грехи. Кроме того, после разрушения первого Храма были установлены четыре постных дня в знак скорби об этом событии (Зах 7.3-5; 8.19).
Но благочестивые люди постились чаще. Пост и молитва были частью подготовки к какому-либо важному делу или событию (ср. Деян 13.3). Постились в преддверии и во время войн, катастроф и прочих несчастий. Кроме того, известно, что фарисеи постились дважды в неделю (по понедельникам и четвергам), и их пост, вероятно, носил искупительный характер, то есть они постились с целью искупления грехов других людей (см.Лк.18:12). Постились также во время траура.
В древней Церкви отношение к посту изменилось. Ни в одном из писем Нового Завета эта практика даже не упоминается». В.Н.Кузнецова.

Чем ближе подходило время исполнения пророчеств, тем больше люди задумывались о том, в каком «виде» они предстанут в этот момент пред Богом. Каждый ожидающий естественно хотел предстать в самом лучшем «виде», во всеоружии и всё что этому способствовало, было только во благо. Каждая группа (будто бы фарисеи, кумраниты и т.д.) немного по разному представляла себе течение событий, и обращали более пристальное внимание на немного разные особенности. Эти отличия и могли приводить к немного разной последовательности слов и составу самой молитвы (не говоря уже об одежде, способам взаимодействия с другими и т.д.). Каждая из групп считала только себя как ту, которая самым лучшим образом верит и самым правильным образом обращается к Богу (подобно современным конфессиям, деноминациям и т.д.).

В связи с этим сам образец молитвы, который дал Иисус, выглядит весьма и весьма простым, не требующий каких-либо особых знаний или тайного и особого понимания. Ведь чтобы понять смысл и суть той или иной молитвы (особенно весьма длинной по содержанию) необходимо некоторое время (а то и несколько лет) провести среди людей её практикующих. Понять смысл каждого слова, последовательности просьб и т.д. И здесь как мы видим, Иисус явно отметает все лишнее и не нужное, ведь молитва это не способ самоутвердиться и показать, какой человек праведный (Мф.6:5-7), а обращение к Богу, который «… знает о ваших нуждах еще до того, как вы обращаетесь к Нему с просьбой» (Мф.6:8; IBS)

Обращенная просьба к Иисусу – научи нас молиться – заставляет задуматься и над таким вопросом: неужели люди посещавшие раз в неделю синагогу не умели молиться*, так что им обязательно нужно было этому научиться? Конечно, иудеи знали, как молиться или обращаться к Богу, вопрос вероятно и заключался в том, чтобы научиться чему-то особенному, еще неизвестному или тайному, имеющему некое особое воздействие, так чтобы просьбы непременно исполнялись бы (быстро, точно и т.д.). Но не только это.

*Примечание. Евангелисты (Матфей, Марк, Иоанн) имеющие иудейские корни вообще не упоминают о молитве в таком ключе, об этом пишет только Лука, который писал и для языческой аудитории. Язычники могли иметь весьма поверхностное знание о молитве, то которое было принято в их культуре и не более. И вот здесь Лука дает пример или некий образец молитвы, данный самим Спасителем, для всех.

Есть мнение, что перед тем, как что-то должно было произойти в будущем (а вот что точно ученики до конца не осознавали в тот момент, ср. Мф.16:21,22), некоторые желали сохранить то, что уже было у них. Мы помним, что Иисус наделил дарами исцелять не только апостолов (Мф.10:1), но и некоторых учеников не из ближайшего Своего окружения (Лк.10:1,9). Поэтому данную просьбу направил кто-то (возможно от группы* учеников), кто имел дар исцеления, но хотел на всякий случай, с помощью особой молитвы сохранить его, вот что бы не происходило бы далее. Ведь по повествованию Луки данная просьба возникла после того как Иисус отправился в Своё последнее путешествие в Иерусалим (ср.Лк.9:51 с 11:1). Однако это только мнение и, скорее всего, на данную т.з. нет достаточных оснований.

*Примечание. «В ответ на просьбу ученика, который, очевидно, говорил от лица всех других учеников, Господь научает их молитве «Отче наш». Таким образом, молитва Господня, очевидно, была дана ученикам в ответ на их просьбу …» А.П.Лопухин.

Тем не менее, если придерживаться этой т.з., получается, что Иисус повторяет только то, что уже было Им сказано до этого, показывая, что нет ничего особого, и ученики владеют всем что им необходимо для дальнейшего и им не о чём беспокоиться. Другое, на что указывают слова Иисуса о молитве, заключается в следующем:

«Иисус позаимствовал многие слова и обороты из арамейской молитвы «Кадди́ш*», произносимой во время синагогальной службы. Она звучит так: «Да возвеличится и освятится великое имя Его в мире, который Он сотворил согласно Своей воле. Да установит Он Свое Царство при вашей жизни и в ваши дни и во дни всего дома Израилева быстро и в ближайшее время». В.Н.Кузнецова.

*Примечание. «КАДДИ́Ш (קַדִּישׁ; по-арамейски — `святой`), молитва — прославление святости имени Бога и Его могущества. Каддиш составлен на арамейском языке … Термин каддиш впервые встречается в Мишне. Первоначально каддиш произносили после чтения Торы, а также в конце проповеди … под влиянием которой, видимо, сложился риторический прием обращения к Богу в третьем лице, вошли характерные для финала проповеди эсхатологические упования и принят обиходный арамейский язык. Но уже в период Мишны каддиш стал существенной частью синагогального богослужения … прибавляют просьбу о скором избавлении и пришествии Мессии … Главные мотивы каддиша вошли в христианскую молитву Отче наш (Матф.6:9–10)… ». Портал: https://eleven.co.il/

Но даже в этом случае слова Иисуса отличаются от общепринятой и хорошо известной синагогальной молитвы того времени. Они не несут черты сугубо национального характера (только для дома Израиля, как и просьбы о скором приходе Мессии, ведь Он уже явился), а несут общечеловеческий характер. Спасение отныне доступно всем, не взирая на происхождение, что отражено даже в молитве. Записывая слова Христа уже после того, как Святой Дух сошел и на язычников, апостолы не могли не вспомнить это (ср.Ин.7:39). От этого слова и дела Спасителя выглядели еще более удивительными и величественными, ведь они происходили и имели начало от самого Бога, пославшего Своего Сына для искупления.
Alex
Пользователь
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 23 ноя 2016, 02:37
Верования: христианин
Конфессия: внеконфессионал
Пол: Мужской

Вернуться в Спілкування по темі

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron