Данный евангельский (Ин.5:28,29) текст часто трактуют в определенном смысле. В такой трактовке часто просматривается идея некоего праведного воздаяния.
«…наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения».
Такой подход отражается даже при переводе (например, перевод IBSNT):
«…все, кто находится сейчас в могилах, услышат Его голос и выйдут из могил. Те, кто делал добро, воскреснут, чтобы жить, и те, кто делал зло, поднимутся, чтобы получить осуждение».
Однако, как указывают некоторые исследователи, сам текст не несет только идею воздаяния.
«Кто, однако, здесь понимается под «творившими добро» или под добродетельными людьми? Некоторые (например, еп. Михаил) видят здесь обозначение совокупности людей, уверовавших во Христа. Но раз Господь является здесь Судьей всех людей, живших во все времена, то приговор относительно них не может быть основан на том, имели ли они веру во Христа: большинство из них, конечно, и не слышало о Христе. Правильнее предположить, что они будут судимы на основании прирожденного всякому человеку нравственного закона, который, впрочем, по существу своему совпадает с тем, чему учил закон Богооткровенный (ср. Рим.2:12–16)» А.П.Лопухин.
Если в рассуждениях пойти еще немного дальше, то можно придти к некоторым выводам. Действительно, в истории существовало много людей, которые за всю свою жизнь не знали не о Христе не о Боге, а жили согласно своим представлениям об окружающей действительности. Могут ли такие люди получить осуждение вот так и сразу? Будет ли это справедливо? Конечно, нет! Даже, если человек и совершал многое что противоречит тому же Закону Моисея, сам человек руководствовался своими внутренними установками (данными от предков, культурой, обычаями и т.д.) нисколько не подозревая, что он что-то там нарушает.
Из этого следует, что «воскресение осуждения» вовсе не является таковым, т.е. непреложным осуждением на смерть. Это скорее похоже на воскресение для суда, другими словами воскресение, для того чтобы человек определился, на чьей он стороне. Людям не знавшим о Боге* представится возможность воскреснуть, узнать и проявить себя согласно полученным знаниям. На основании дел, которые будет творить человек и будет вынесен приговор (ср.Ис.65:20).
*Примечание. Здесь мы берем крайний случай, для наглядности, ведь еще было много людей, которые имели ограниченные или неполные знания о Боге, к их числу можно отнести даже древних иудеев до получения Закона Моисея. В таком случае всё будет немного «сложней», но суть от этого не меняется.
Понятно, что те, кто изначально старались поступать правильно, т.е. «творившие добро», будет, образно говоря, легче в этом вопросе: «…тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, [потом] и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим.2.7-11).
Таким образом, история человечества это не история наказания, нет, а история искупления и приобретения. История того, как человек попал в «капкан» греха и как его оттуда вызволили. Вне зависимости от того, кто мы были и во что там верили, Бог даст возможность возвратиться к тому, что Он изначально задумал для человека. Сама по себе такая постановка вопроса придает всему действу позитивный окрас. Не осуждения и наказания (с реками крови), а призыв возврата к Отцу. В этом контексте несколько по-новому предстают перед нами и другие места Писания, например:
«…каждому человеку определено однажды умереть и потом предстать перед судом» (Евр.9:27;IBS).
«Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» (Мф.12:41,42).
См. также Мф.10:15; 11:22;
Тем не менее, данный текст (Ин.5:28,29) часто трактуют в том смысле, что после всеобщего воскресения люди получат свою награду или приговор на основании дел, которые они твори при жизни до воскресения*. При этом ссылаясь на текст в Мф.25:31-46, как описание последнего и всеобщего суда (ссылки на такие комментарии намерено опущены, любознательный читатель самостоятельно может отыскать информацию). Хотя данный текст не обязательно описывает последний суд. Там идет описание эсхатологической перспективы перед наступлением Божьего Царства, в котором уже и будет произведено воскресение людей. Т.е. события разворачиваются задолго до воскресения. Есть и другие места Писания, которые часто «путают» и приводят как некое доказательство, хотя на деле они ничего не доказывают в вопросе касательно Ин.5:28,29 и часто относятся совсем к другим понятиям.
*Примечание. «Благополезно присоединяет и то, что «изыдут» из гробов – запятнавшие себя постыдными делами и проводившие дурную жизнь имея подвергнуться нескончаемому наказанию, а отличавшиеся доблестями благоповедения долженствуя в награду получить вечную жизнь. При этом, как мы сказали уже, Он и здесь представляет Себя раздаятелем подобающего каждому возмездия, а вместе с тем и убеждает – одних, из страха потерпеть ужасные наказания, отрекаться от зла и устремляться к желанию более благоразумной жизни, а других, как бы пронзаемых влечением к вечной жизни, – сильнее напрягать свое старание о благах». святитель Кирилл Александрийский, Толкование на Евангелие от Иоанна.
Понять такой подход можно довольно легко. Если предположить, что человеку представится второй шанс, без учёта творимых им сегодня дел, то смысл веры и праведных поступков как бы и исчезает. Исчезает сама идея праведного воздаяния, которое непреложно должно совершиться. Иначе в сознании человека прервётся некая причинно-следственная связь, пропадет некая справедливость. Типа: «мы тут постились, отказывали себе во всём, поэтому рассчитываем получить лучшую долю, чем те, кто этого не делал, а если это не так, то в чём тогда вообще смысл?». В сегодняшней жизни такое вряд ли может допустить та или иная церковь, поэтому другая трактовка будет исключена полностью.
Понятно, что человеческое мышление весьма ограничено. Несмотря ни на что смысл в праведных поступках есть всегда (как развитие навыка), если их совершать из правильных побуждений (но сейчас не об этом). Однако наши причинно-следственные связи в этом вопросе мешают иногда понять суть Писания. Ведь мышление Бога, скорее всего, основывается на том, чтобы все свои создания привести к первоначальному плану, а не осудить или наказать кого-либо (ср.Мф.12:7).
В общем, как говорил один человек о вечной смерти: «умереть навсегда – этого еще нужно добиться, здесь нужно еще очень постараться и сделать такое, чтобы всем стало понятно – он точно жить не хочет, ведь большинству будет дано аж два шанса». (Имеется введу, что два шанса для людей, которые не будут жить в момент Армагеддона см. Евр.9:27, а умрут до него).