Существует такое мнение, что Пилат оказался заложником событий связанных с арестом и осуждением Иисуса. Такая вот «невинная» жертва обстоятельств, волей не волей оказавшийся в круговороте событий, и вынужденный поступать под давлением неумолимых обстоятельств. Однако косвенные факты, упомянутые в евангелиях, могут свидетельствовать об обратном и о некоторой заинтересованности Пилата в аресте Спасителя. Вкратце рассмотрим их:
1. «Тогда фарисеи … посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря:…итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» (Мф.22:15-17).
Задавать такой вопрос иудею было бы бессмысленно, ведь ответ должен быть очевидным. На это, вероятно, и был расчет – получить нужные неопровержимые доказательства вины в присутствии свидетелей (иродиан, по сути врагов священников). Никогда до этого такой вопрос не задавался, а только сейчас перед самым арестом. Это указывает, что подготовка к аресту велась полным ходом, начиная со сбора необходимого компромата, чтобы его можно было использовать далее.
Кстати, данный аргумент всё равно был использован священниками, хотя Иисус и не дал прямого ответа - «развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю» (Лк.23:2). Все изменилось, а заготовка осталась, к тому же данный аргумент должен был иметь вес в глазах Пилата (как красная тряпка для быка).
Итак, мы видим, что если осуществлялся сбор компромата, то для кого? Вероятно, для Пилата, а значит, с ним была взаимосвязь и некоторая договоренность. Таким образом, Пилат был в курсе всех событий. На это указывает и следующий факт:
2. «Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его, и отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе» (Ин.18:12,13).
Трудно себе представить, чтобы храмовая охрана совместно с римскими легионерами «шарилась» ночью по кустам, да еще и загородом, в поисках единой цели, да еще и в канун праздника Пасхи. Такой отряд не мог быть послан без ведома Пилата. К тому же арестованного Иисуса отправляют не в крепость, где располагались римляне, а отдают священникам. Если бы Иисуса искали как злостного нарушителя римских законов, то почему Он оказался у священников?
Ответ как кажется очевиден: Римскому наместнику, вероятно, за ночную операцию заплатили священники, чтобы придать аресту некий официоз и чтобы не возникло желание отбивать Спасителя сторонникам, ученикам и последователям. Ведь это автоматически подпадало под статью сопротивление властям, обвинениям в восстании и т.д., что являлось тяжким преступлением со всеми вытекающими…, обычно римляне в таких ситуациях не церемонились и это хорошо знали иудеи.
Но какой был интерес у Пилата? Здесь есть несколько более мелких течений внутри одного магистрального, которыми, вероятно и руководился наместник:
Как известно осуществляя надзор над чем либо, сам надзирающий не получит ни награды ни поощрения от выше стоящего начальства, если всё идёт гладко и спокойно. Вот что он такого сделал? Ведь и так всё хорошо, как будто никого и не было на этом посту. А вот если человек, поставленный туда, проявил себя как герой, предотвратил восстание или теракт, сумел стабилизировать ситуацию в сложных обстоятельствах, проявил верность делу и не спасовал и т.д., то тут как говорится, нет предела милости от начальства. Тебе и медали и слава, деньги, почет и уважение одно слово – молодца, герой, пример для подражания.
Другое на что стоит обратить внимание – сам Пилат был ставленником Сеяна, который к тому времени был уже смещен со всех должностей и казнён из-за потери доверия императора. Под эту статью могли попадать и все его ставленники, как сторонники. Пилат не был в т.н. «шорт листе» у императора, он не был на виду, вот так и сразу, а принадлежал к правителям т.н. второго или даже третьего «эшелона», император мог и не знать, кто правит в удалённой провинции. Его фамилия не мелькала перед глазами императора, при принятии им решений или при разборе происшествий.
Однако рано или поздно, чей он ставленник стало бы известно императору и сколько времени он продержится на этом посту, было непонятно. О страхах четы Понтиев и о желании поступать аккуратно в сложившихся обстоятельствах указывают слова его супруги, где она однозначно показывает, что может произойти, прими Пилат резкое и необдуманное решение: «не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф.27:19). (Если считать, конечно, что супруга Пилата говорит о неком вещем сне).
В подобных обстоятельствах (неопределённости будущего) многие наместники желали накопить как можно больше богатств, чтобы затем, покинув пост жить на них безбедно. К тому же иудейские священники того времени были сказочно богаты, имея большие доходы от храма. Из истории известно, что на храмовые денежные потоки не раз покушались те или иные наместники. Скорее всего, получить доступ к ним хотел и Пилат. Вероятно, все эти мотивы и влияли на поведение Пилата.
Очевидно, что, дав согласие на ночной арест Спасителя, Пилат хотел «вбить клин» в иудейское общество, сыграть на внутренних противоречиях иудеев, держа при этом «руку на пульсе». И действительно, случись некое возмущение в народе, что священство казнило Иисуса по надуманным обвинениям, Пилат мог взять дело в свои руки, официально заключив некоторых священников в тюрьму, понятно требуя затем выкуп, чтобы смягчить дело. Именно поэтому отчасти Пилат и не хочет казнить Иисуса своими руками.
В этом смысле Понтий преследует свои цели и как кажется ему, вполне успешно и он не является простой жертвой обстоятельств, нет. Однако, противоречия были весьма глубоки, а его положение не столь основательным, Заключи он Иисуса в тюрьму, возмутятся одни, выпусти на свободу возмутятся другие. В любом случае это может сказаться на положении Пилата. Ему ничего не остается, как заручившись поддержкой священников (предал на казнь только после слов: «кровь Его на нас и на детях наших» Мф.27:25,26) отдать Иисуса на казнь. И это меньшее из зол которое он выбрал (ср.Деян.4:25-27).