Поведение Пилата на суде Спасителя продиктовано отчасти и тем, за кого он Его принимал. Пристально следя за событиями в Иудеи – настроениями, тенденциями, отношениями между элитами и т.д. Пилат, вероятно, тщательно собирал сведенья. Какое же «досье» могло быть у Пилата?
Первое, что выделяется при прочтений евангелий, так это то, что, несмотря на все чудеса, исцеления, воскрешения и т.д. Иисуса не принимают за Мессию:
«Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» (Мф.16:13,14).
Народ ожидал от Мессии нечто большего, чем просто исцеления и мало обращал внимание на ту весть, которую им нёс Спаситель. Даже ближайшие ученики и апостолы воспринимали Иисуса за своего, иудейского Мессию и не более (см.Деян.1:6 – «…спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» также ожидая нечто большего ср.Ин.14:22). В этом отношении примечательна реакция братье Иисуса – «Ибо и братья Его не веровали в Него» (Ин.7:3-5).
Эти же сведенья «ложились на стол» и Пилату, поэтому, скорее всего Пилат воспринимал Иисуса как безобидного «целителя», ну или как максимум, праведника (ср.Мф.27:19) и не более. К тому же, спросить было у кого, много было свидетелей даже из высокопоставленных особ, см.Лк.8:3.
Как мы знаем в то время не проходило и нескольких лет, как среди иудеев появлялся кто-нибудь, кто претендовал на особое к себе отношение (см.Деян.5:36 «Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого»). Один такой сидел у Пилата в тюрьме, и звали его Варавва (Мф.27:16). Конечно, Иисус обладал уникальными особенностями, но у Пилата, скорее всего не могло не возникнуть ощущение, что Иисус один из многих, каких хватало в те времена. Всё это может указывать на то, что Пилат не воспринимал Иисуса в серьёз и относился к Нему как одному из многих….
Другой случай, о котором, вероятно мог знать Пилат описан в Мф.21:12:
«И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей»
При этом как мы знаем ни иудейские религиозные власти (священство, храмовая охрана), ни римские солдаты не вмешались в происходящее. Если иудейские власти не вмешались, вероятно, по причине боязни народа и большого количества последователей Иисуса, то римские просто, вероятно, из-за того, что не хотели этого делать, понимая происходящее. То, что римские власти следили за тем, что творится на территории храма показывает случай с ап.Павлом (см.Деян.21:30-32). Тогда вмешательство произошло так оперативно, что иудеи не успели убить Павла, и это спасло ему жизнь. Вероятно такое событие, как крушение лавок менял во дворе храма не могло ускользнуть от взора римских властей, и вероятно, Пилат знал об этом случае.
Как указывают некоторые исследователи: «Есть предположения, что торговля жертвенными животными в пределах Храма была нововведением (раньше на рынке был специальный отдел) и что к ней относились по-разному даже представители священства. В таком случае можно предположить, что какая-то их часть поддержала Иисуса в Его стремлении прекратить профанацию Храма». В.Н.Кузнецова.
Попутно заметим, что такое развитие событий, вероятно, вполне устраивало Пилата, ведь это вносило раскол в единое иудейское общество и позволяло Понтию, при случае, приблизиться к сокровищам храма на излёте своей карьеры (в случае беспорядков, заключить в тюрьму возмутителей спокойствия, получить с них деньги за смягчение наказания и отправиться на пенсию). Также отметим, что на суде Пилат приказывает бичевать Иисуса, вероятно, за этот эпизод (как возмутителя общественного спокойствия), ведь только это можно было вменить Ему в вину. Сделав это, он думает спокойно «умыть руки» и выгнать прочь назойливых священников, но не тут то было.
Из этого можно сделать вывод, что Пилат вполне логично преследует свои цели, не до конца осознавая, кто такой Иисус и насколько глубоко проявились противоречия в иудейском обществе. Это видно из того, что на суде Пилат давит на вполне привычные иудейские «больные места», но нужной реакции так и не последовало:
«И сказал [Пилат] Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин.19:14,15)
Такое поведение иудеев на суде (как и самого Спасителя), не могло не удивлять Пилата, ошибившегося в своих первоначальных расчетах. Понимание к Понтию приходит только уже во время суда и это не мало пугает его:
«Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты?* Но Иисус не дал ему ответа» (Ин.19:7-9)
Теперь, зная каким статусом наделяли Иисуса иудеи (по крайне мере Его сторонники), а также зная иудейские ожидания в этом вопросе, Пилат начал понимать какими последствиями может все закончится.
*«И спросил Иисуса: – Откуда Ты?» – Пилат интересуется не местом рождения или проживания (хотя см.Лк 23.6-7), его слова в данном контексте означают: «Кто Ты на самом деле?». В.Н.Кузнецова, «Евангелие от Иоанна, комментарий».