В серии статей будет обсуждаться природа греха, или почему человек грешен, что побуждает его к страстям (как выразились бы в определенных кругах).
Вопрос не такой праздный как кажется на первый взгляд, как оказалось он затрагивает многие аспекты нашей сегодняшней жизни и самое главное приоткрывает завесу того, что есть новый мир.
Автор намерено избегает резких и осуждающих кого-либо формулировок, так как материал предназначался изначально для широкой аудитории.
Природа греха или о чём умолчат в церквах.
У автора нет намеренья, наводить «тень» на ту или иную церковь (будто бы протестантскую, католическую и т.д.) или очернять что-либо ради «очков» в свою пользу, нет. Однако порассуждать на данную тему было бы интересно и полезно, как и попытаться ответить на вопросы связанные с этим, например: Как грех передался нам от Адама, ведь мы то изначально не грешили? А как же младенцы, они, что изначально рождаются грешными? и т.д. и т.п.
Итак, определимся сразу. Писание указывает, что за грехи положено наказание:
«Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:23).
Именно такое наказание было уготовано Адаму, если тот нарушит заповедь:
«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:16,17).
Это указывает на простой факт, что смерть это наказание за грех. Отсюда можно сделать вывод, что все смертные изначально грешны по своей сути и природе, даже младенцы. Из этого следует, что как бы мы не старались и не стремились к праведности (что само по себе, конечно же, похвально), но мы не сможет достичь оправдания перед Богом, и всё равно получим своё – смерть как возмездие.
«Итак, смерть непосредственно связана с грехом. У некоторых современников Павла было мнение, что первые люди были бессмертны, но совершенный ими грех отнял у них бессмертие. Интересно отметить, что в Книге Мудрости Соломона причиной смерти является дьявол: «смерть вошла в мир по зависти дьявола» (2.24; ср.2-Кор.11.3)» В.Н.Кузнецова.
И действительно, нет такого, что тот, кто ведет праведный образ жизни, живёт 200-300 лет или более, а грешники умирают в 40. Если бы грех можно было бы преодолеть самостоятельно, то не было бы никакой необходимости в жертве Иисуса Христа (ср.Рим.5:12,17,18). Иначе было бы примерно так – вот тебе список чего можно, чего нельзя, ты сам себе хозяин (сам себе враг или друг), вперед, смотри не перепутай.
О самой же причине того, что же так повлияло на человека, что он стал вдруг смертным, существуют довольно туманные представления:
«Для апостола грех – некая могущественная темная сила, почти персонифицированная, на это указывает и глагол «вошел». Грех понимается Павлом не только как дурной поступок, но и как неверная ориентация жизни. Грех пронизывает все бытие человека, потому что человек родился в мир, окутанный грехом, словно паутиной. Грех, совершенный Адамом, часто называется «первородным», то есть первым, из которого проистекают все остальные греховные поступки» В.Н.Кузнецова, «Письмо христианам Рима апостола Павла. Комментарий»
С чего это вдруг природа человека изменилась да еще в такую наихудшую сторону? Как это - совершенный изначально приобрёл в одно мгновение «неверную ориентацию жизни»? А самое главное - ответа на вопрос что же, по сути, является природой греха, нет как такового. Есть, конечно же, рассуждения как грех вошел в мир, как согрешил Адам и т.д., но что изменилось в человеке – вопрос практически остался без ответа.
Не упоминания этого в сопутствующей литературе наводит на мысль, что поиски ответа не имели практического значения и даже могли быть вредными как таковые. И действительно, вот, какой смысл в поисках, что там в самой основе, это же все равно невозможно исправить, это есть некая данность, с которой нам нужно смириться и жить дальше, не правда ли? Лучше думай о будущем, чтобы оно было прекрасным. Поэтому в учениях любой христианской церкви сосредотачиваются больше на том, к чему стоит стремиться в нашей жизни. С этой т.з. грех предстает как:
«По мнению богослова А.И.Осипова, грехи являются следствием грехопадения человека, однако, в отличие от первородной греховности, человек несёт за них прямую ответственность, поскольку должен бороться с ними и одолевать их. Это мнение связано с библейским утверждением, что нет человека «кто живет и не согрешает, и что никто не чист от скверны, даже если и один день проживет на земле» (Иов.14:4-5). Также, основываясь на Евангелии, Церковь считает, что одолеть греховные страсти без Божьей помощи, самостоятельно, человеку невозможно: «ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).
Согласно Иоанну Златоусту:
«ни Крещение, ни отпущение грехов, ни ведение, ни приобщение Таин, ни священная трапеза, ни сподобление Тела, ни приобщение Крови и ничто другое не может принести нам никакой пользы, если мы не станем вести жизнь честную, строгую и чуждую всякого греха».
О необходимости постоянной борьбы человека с собственными грехами пишет и преподобный Пимен Великий: «Когда горшок снизу подогревается огнём, то ни муха, ни иное какое-либо насекомое не может прикоснуться к нему; когда же простынет, то садится на него; то же бывает и с человеком: пока он пребывает в духовном трезвении, пока он следит за своим сердцем, — невидимый враг не может поразить его»» Портал https://ru.wikipedia.org/
Здесь уже природа грех предстаёт как:
«злоупотребление свободой и презрение к закону Божию, противление Богу … «начало греха, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – не в природе человека, но в душевном расположении и в свободной воле», в сознательном противлении воле Божией. Отсюда следует, что не может быть оправданий, будто грех есть следствие наших недостатков, несовершенств, неблагоразумия и проч. Грех характеризуется необузданностью и развращением воли и презрением к закону. Грех всегда есть самовольное уклонение от Бога и святого Его закона в угодность себе. Христианин, хотя и носит в себе склонность ко греху, унаследованную от прародителей, но ему даны по вере в Господа Иисуса Христа все благодатные силы бороться с грехом и побеждать грех.
…
Каждый из нас, потомков Адама, от природы носит в себе наклонность ко греху в виде греховного пожелания или «похоти» … Эта врожденная человеку «похоть» есть самый глубокий и первый источник искушения, с которого начинается всякий грех» Г.И.Шиманский.
Другими словами, природу греха представляют так – всё зависит от тебя и никак иначе. Здесь акцент смещён не в сторону поиска природы, а в сторону борьбы с ним.
В чем же состоит природа греха? Является ли это генетическим изъяном, который возможно преодолеть современной науке? И т.д. Об этом в следующих статьях.