Блаженны нищие духом....

Re: Блаженны нищие духом....

Сообщение Alex » 08 апр 2023, 22:38

Найдите вы уже нормальное исследование этого вопроса.
Ведь речь там идёт немного о другом, бедность это не благодетель и не обязательное условие для вхождения в Царство. И противоречия Матфея и Луки никакого нет. Брат зацепился просто за любимый комплекс - религия плохо и все тут. Да спора нет что в большинстве случаев это так и есть, но нельзя же всегда так мыслить. Чуть что не так - на тебе вставка.
Если не найдёте адекватного текста на эту тему выложу позже немного нужно времени.
Вы удивитесь смыслу сказанного.
Alex
Пользователь
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 23 ноя 2016, 02:37
Верования: христианин
Конфессия: внеконфессионал
Пол: Мужской

Re: Блаженны нищие духом....

Сообщение Alex » 12 апр 2023, 19:54

«Счастливы бедные».

Прежде чем ответить на вопрос, какой смысл вкладывал Спаситель (как и иудеи тех времен) в эти слова необходимо рассмотреть контекст сказанного.

К кому обращался Иисус в нагорной проповеди?

Проповедь была направлена, прежде всего, к иудейской аудитории того времени, т.е. к тем людям, которые пришли посмотреть на Иисуса и послушать Его. Большая толпа состояла не только из любопытных, праздно пришедших от нечего делать (говоря по-современному посмотреть бесплатное «шоу» на природе, где иногда еще и кормят), нет. Судя по вступительной части (Мф.5:3-12), где Спаситель говорит: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся … Блаженны изгнанные за правду…», многие уже испытали на себе равнодушие, и даже гнев религиозной верхушки, как впрочем, и своих собственных соседей, родственников и друзей.

Не имело бы никакого смыла говорить о том, что другие будут: «…неправедно злословить за Меня … так гнали [и] пророков, бывших прежде вас» (Мф.5:11,12), если бы люди уже не испытали нечто подобное находясь в том иудейском обществе. Такая фраза в самом начале могла бы просто оттолкнуть людей, но если люди уже сталкивались с такой ситуацией (пусть даже и в лёгкой форме, например, насмешка или сарказм), то смысл становится понятен, тем более ситуация усугублялась с течением времени. Насмешки превращались в ругань и угрозы.

Ведь нагорная проповедь была произнесена некоторое время спустя, после того как Иисус явил Себя миру и многие уже не раз слышали о Нём (Мф.4:23-25), обсуждали, выражали свою точку зрения и т.д. Временами доходило даже до абсурдных ситуаций (ср.Мк.3:20-35), ведь те, кто не желал принимать Иисуса за Мессию, обвиняли Его в чём угодно.

Там собралось множество людей, где были не только ученики Христа, но и те из иудеев, кто только-только проявлял интерес (ср.Лк.6:12-16,17,18-20). Слова Иисуса как раз и указывают на то, с чем пришлось столкнуться людям. Иудейское общество того времени разделилось по принципу: за кого принимать Иисуса? Как повествует Иоанн: «И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ. Впрочем никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев» (Ин.7:12,13). Здесь необходимо отметить, что мессианские настроения тщательно отслеживались не только светскими властями (Ирод, римский наместник), но и религиозной верхушкой, священством, которое то и дело старалось направить эти настроения в нужное для них русло.

Другими словами пришедшие люди нуждались в утешении и получении ответов на те вопросы, которые возникли у них, когда они отстаивали свою веру перед другими.

Как утешил Иисус пришедших людей?

Как указывают исследователи:

«В начале Своей речи Иисус девять раз произносит: «Как счастливы!» … Причем надо отметить, что существительное «ашре» здесь выступает почти что в роли междометия, и его можно перевести: «о, счастье того, кто..!» Как мы видим, это не утверждение, а эмоционально окрашенное высказывание, радостное восклицание. Кроме того, это не пожелание чего-то еще не существующего, но поздравление с тем, что у человека уже есть. Вот почему традиционное русское название «Заповеди Блаженств» неудачно, ведь заповедь – это то, что велят делать, то, к чему человек должен стремиться.

В параллельном тексте Луки употреблено 2-е лицо множественного числа, в то время как у Матфея, как и в подавляющем большинстве других мест Священного Писания и раввинистической литературы в блаженствах обычно употребляется 3-е лицо единственного числа. Вероятно, Лука точнее передает слова Иисуса, который, изменив традиционную форму, придает безличному «счастлив всякий» глубокое личное наполнение: «счастливы вы, именно вы, те, кто стоит сейчас передо Мной».

Чтобы понять смысл слов Иисуса, надо знать, как относилось Писание к понятиям бедности и богатства.

Хотя первоначально богатство рассматривалось как видимое доказательство того, что человек находится в мире с Богом, награждающим его на земле за его благочестие, у пророков мы встречаем иную точку зрения … слово «бедный» постепенно приобрело дополнительный смысл «благочестивый, смиренный, преданный Богу» и стало религиозным термином. В еврейском языке было много слов со значением «бедный», но все они включают дополнительные оттенки смысла: «малый, незначительный, униженный, оскорбленный, смиренный, страдающий, кроткий» и т. д., то есть материальная бедность все чаще понимается и как бедность духовная, в противоположность гордости и надменности. Именно поэтому в синодальном переводе мы чаще встретим вместо слова «бедный» другие его синонимы, которые в русском языке воспринимаются как имеющие иное смысловое наполнение – «смиренный, смиренномудрый, сетующий, страдающий».

Постепенно под «бедняками» пророки Иеремия, Иезекииль и Исайя начинают понимать «святой остаток» Израиля, с которым Бог заключил Свой договор. … Известно, что это слово стало самоназванием благочестивых евреев междузаветного периода.

«Ради Господа» – буквально: «духом, в отношении духа» … под «бедными духом» могут пониматься «духовно бессильные, сознающие свою беспомощность или греховность, непросвещенные, смиренные, скромные». Но многие полагают, что это словосочетание значит «добровольно отказавшиеся от имущества ради Бога» … они всё оставили ради следования за Иисусом, в этом проявилась их религиозная, духовная, добровольная бедность (ср. 19.27).

Но поздравление относится и ко всей толпе, которая тоже бедна, потому что сам факт того, что люди со всех концов страны собрались услышать слова Иисуса, свидетельствует о том, что все в чем-то нуждаются: кто в помощи, кто в пище, кто в справедливости, кто в прощении грехов. Все они сознают, что они сами не в силах справиться со своей ситуацией и нуждаются в помощи Бога.

В параллельном тексте Луки слова «дух» нет, и практически все ученые убеждены в том, что, вероятно, именно Лука ближе к оригиналу …все мы из собственного жизненного опыта знаем, что верность и преданность Богу отнюдь не всегда напрямую связаны с отсутствием имущества. Иногда, наоборот, бедность порождает зависть и злобу, желание отнять чужое и присвоить его себе. Вот почему евангелист Матфей добавляет это слово с целью уточнить смысл этого речения и не допустить его искажения, иначе можно было бы подумать, что речь идет о социальном перевороте, классовой революции, когда сама бедность понимается как добродетель. Кроме того, известно, что в кумранских текстах тоже встречается это словосочетание: община Кумрана называла себя «сынами света», а также «бедными духом». Ее члены действительно добровольно отказывались от имущества, но главным все же было то, что бедность отождествлялась прежде всего с религиозной праведностью».

Другими словами, Иисус утешает пришедших, указывая, что они имеют хорошие качества, которые оценит Бог. Под бедными подразумевается целый набор качеств. Это люди, не те, кто ленив и не желает работать, оправдывая себя, нет. Это те, кто может, вероятно, заработать, но отказывает себе в этом, желая больше посвящать себя Богу. Иисус не указывает в директивной форме, что нужно обязательно быть бедным, т.е. не иметь ничего, чтобы войти в Царство, вовсе нет. Неправильное отношение к материальному может иметь как богатый человек, так и бедный.

А на правильное отношение к богатству указал ап.Павел: «Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил.4:12).

Поэтому переводчики, передавая смысл сказанного Иисусов в Мф.5:3 указываю на следующую мысль:

«Блаженны нищетой духа своего томимые (бук. нищие духом, т.е. те, кто ищет духовного подаяния, кто остро осознаёт свою нужду в том, что приносит с собой Царство Небесное)» пер. под ред. Кулакова.

«Счастливы осознающие свои духовные потребности…» НМ.

Хотя последний перевод принять ругать за поверхностность и т.д., но здесь он как-то почти попал в нужный тон.

И именно такие люди пришли на встречу к Иисусу, оставив в этот момент все материальные заботы и работу. и именно к ним и обращается Иисус с ободрительной речью, указывая на, что Бог видит их правильный настрой и сердце.

И в заключении подчеркнем: конечно, материальное может увлечь, ведь чем его больше, тем больше забот. Однако здесь на первый план выходит настрой человека, его качества, которые рано или поздно выведут человека в равновесное состояние и к миру с Богом и самим собой. Для кого-то это действительно будет означать отказ от большинства материального. Ведь большего нам и не надо, как «… пропитание и одежда…», т.к. «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк.12:15).
Alex
Пользователь
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 23 ноя 2016, 02:37
Верования: христианин
Конфессия: внеконфессионал
Пол: Мужской


Вернуться в Спілкування по темі

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron