Статья из нового сборника, который выйдет вероятно осенью, исследования посвящены в основном Новому миру и о тех задачах и проблемах, которые будут "решаться" там.
С чем ассоциируется у нас слово «клад»? Чаще всего с сокровищами, доставшимися случайным образом, внезапное богатство, свалившееся вдруг и неоткуда. Ведь часто простая жажда наживы, при которой не нужно прилагать каких-либо значительных усилий, а имея всего лишь некоторые навыки и современную аппаратную часть, превращает некоторых в профессиональных кладоискателей. Сокровища всегда привлекали людей как средство решения всех своих материальных проблем.
Однако мало кто задумается над такими вопросами: как именно тот или иной клад оказался в том месте?, что за люди и кто его туда заложил? И самое главное, почему этот человек (люди) не воспользовался данными богатствами, чтобы решить свои проблемы? Само существование кладов указывает нам на некоторые особенности человеческой природы.
Понятно, что клад не закладывали просто так – пусть он достанется кому-то там в будущем. Нет. Сокрытие чего-то ценного, в большинстве случаев связано с сохранением материальных средств для последующего использования, например, на «черный» день, на всякий случай и т.д., да и просто, чтобы всё, что нажито с таким трудом не пошло по миру.
Клады существовали с самых давних времён, и один из примеров упоминается даже в евангелии:
«Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» (Мф.13:44).
И здесь мы встречаем следующие комментарии:
«Человек, нашедший сокровище, – наемный работник, поденщик, работающий на чужом поле. Спрятанное сокровище – излюбленный мотив восточного фольклора, это, вероятно, кувшин с золотыми монетами или с драгоценностями. Похожие рассказы есть и в еврейской литературе, и в фольклоре других народов, но там у них иная цель: обычно они задаются вопросом, позволительно ли присваивать себе то, что тебе не принадлежит. … Вопрос о том, прав или не прав человек, нашедший сокровище, не имеет никакого отношения к притче, ее цель – не обсуждение проблем нравственности или закона.
Что здесь главное? То, что человек так переполнен радостью от своей находки, что он не может поступить по-иному. Ради нее он не задумываясь отдает все, что у него есть. Слово «радость» – ключевое для понимания … радость, переполняющая человека от встречи с Царством, столь велика, что все остальное теряет всякую ценность в сравнении с ней. Ср. слова апостола Павла: «Все то, в чем я раньше видел свое приобретение, я счел – из-за Христа – потерей. Более того, я вообще все считаю потерей, потому что нет ничего, что превзошло бы познание Иисуса Христа, моего Господа. Ради Него я потерял все – и это все для меня не дороже, чем мусор! – лишь бы приобрести Христа и обрести себя в Нем» (Флп.3.7-9)». В.Н.Кузнецова, комментарии к евангелию от Матфея.
«Хотя для нас эта притча звучит несколько странно, для жителей Палестины эпохи Иисуса она звучала вполне естественно, и даже современным жителям востока такая картина знакома. В древнем мире были банки, но это были банки не для простых людей, и поэтому они обычно закапывали свои драгоценности в землю. В притче о талантах лукавый и ленивый раб скрыл свой талант в земле, чтобы не потерять его (Мат. 25,25). Согласно раввинской поговорке, для денег есть только одно безопасное место - земля. Еще более вероятно это делали там, где виноградник человека в любое время мог превратиться в поле сражения. По-видимому, именно на территории Палестины было больше всего войн, а когда на людей надвигался вал войны, они прежде чем обратились в бегство обычно прятали свое добро в земле, в надежде, что однажды смогут вернуться. Историк Иосиф Флавий говорит о "золоте и серебре и остатках тех драгоценностей, которые имели иудеи и хранили под землей в надежде всего этого не потерять".
… Палестина во времена Иисуса была под римлянами и там действовало римское право, в будничных делах действовало традиционное иудейское право, а в отношении спрятанных сокровищ раввинский закон ясно гласил: "Какие находки принадлежат нашедшему, и какие находки нужно объявлять? Следующие находки принадлежат нашедшему: если человек найдет рассыпанные фрукты, рассыпанные деньги... они принадлежат нашедшему"*». Комментарий Баркли к Новому Завету.
*Примечание. В любом случае человеку необходимо было приобрести поле, чтобы в той или иной степени соблюсти закон и стать правопреемником клада. Конечно, человек идет на некоторое нарушение и уловку – умалчивает о том, что на поле есть сокровище, пред тем, как его приобретает у хозяина поля. Вероятно это была обычная практика в те времена, ведь доказать, что человек знал о кладе до приобретения поля крайне сложно. Иисус в притче лишь отражает суть того, что происходило в быту и говорит о ценности Царства.
Для нас интересно, прежде всего, то, что отличает человека в его проявлении. Это невозможность предвидеть не только последствия своего выбора, но даже и просто течение времени, как и что будет происходить и как будут развиваться события в его жизни.
«Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день» (Пр.27:1).
«Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его … Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет» (Еккл.11:1-6).
«В образных выражениях Екклезиаст призывает к самой широкой благотворительности, чуждой всякого расчета на личную выгоду («по водам»). Всякая жертва со временем принесет свой плод жертвователю. Некоторые толкователи думают, что Екклезиаст побуждает здесь своих современников к торговой предприимчивости, к смелым коммерческим операциям на море. Но, как видно из других мест книги, Екклезиаст старался скорее сдержать излишнюю предприимчивость богатых людей, всю жизнь проводивших в заботах о приумножении богатства. Из следующего стиха ясно, что речь здесь о благотворительности.
…
Не зная путей Божиих, не будучи в состоянии предвидеть, где его деятельность будет плодотворна, человек должен пользоваться каждым моментом для доброй деятельности». А.П.Лопухин.
Но не только это, как указывают комментаторы в положительном ключе библейского наставления – «действуй, не покладая рук от добрых дел», не только. Невозможность предвидеть что-либо заставляет людей идти на то, чтобы скрывать нечто на будущее (сделать заначку по совр.), чрезмерно работать, иметь склонность к накопительству и как следствие к жадности и скупости и т.д.
Вот если бы знать заранее, что те или иные действия не приведут к явному успеху, а то и вовсе будут делаться в пустую, без результата, напрасно и зря, то вряд ли мы вообще бы находили клады в нашей повседневной жизни. Зачем делать бессмысленную работу, тратя на это свои силы и время?, и это не час или два нашего свободного времени, а иногда годы и десятилетия жизни в расцвете её существования.
«И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня. И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем» (Еккл.2:18,19).
Наличие кладов – это признак нашего несовершенства, нашей греховной сущности и оторванности от Бога, и где-то подспудно обнажается отсутствие веры в Бога, как гаранта нашего бытия. И это то, что предстоит преодолеть в том Новом.