«Ты солгал не человекам, а Богу».
Случай описанный в Деяниях (5:1-12) вызывает часто смешенные чувства, от непонимания и недоумения, до обвинений Бога в чрезвычайной строгости «наказания».
«Один же человек, по имени Анания, вместе со своей женой Сапфирой, продал свое имение и часть вырученной суммы оставил себе, и его жена знала об этом. Остальное же он принес и положил к ногам апостолов.
Петр сказал ему:
- Анания, как это сатана мог завладеть твоим сердцем настолько, что ты солгал Святому Духу и оставил себе часть денег, которые ты получил за проданную землю? Ведь земля до того, как ты ее продал, была твоей, и деньги, которые ты за нее получил, тоже твои. Почему же ты замыслил такое? Ты солгал не людям, а Богу.
Как только Анания услышал эти слова, он упал мертвым. Все присутствующие сильно испугались. Подошли молодые люди, завернули его тело, вынесли и похоронили. Часа три спустя пришла его жена, ничего не знавшая о происшедшем.
Петр спросил ее:
- Скажи мне, вы с мужем за такую-то сумму продали землю?
- Да, - ответила она, - за такую.
Петр сказал ей:
- Что это вы сговорились испытывать Дух Господа? Ты слышишь шаги у дверей? Это возвращаются хоронившие твоего мужа. Они и тебя вынесут.
И в тот же момент она упала к его ногам мертвой. Молодые люди вошли и, найдя ее мертвой, вынесли и похоронили ее рядом с мужем. Всей церковью и всеми, кто об этом слышал, овладел великий страх» (IBS).
Мы не будет вдаваться в подробности разбора этого эпизода (чьё имение и кто кому там и чего был должен), который и так, в общем-то, понятен (желающие могут сделать это самостоятельно). Нас интересует, прежде всего, сама суть вопроса: что же там произошло, что вызвало такую реакцию? Какой исторический «фон» оказывал влияние и присутствовал тогда.
Необходимо отметить, что всё это происходило еще до восстания и вторжения римских войск в Иудею. И это важное обстоятельство, учитывая сказанное до этого Спасителем:
«Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное» (Лк.21:20-22).
Другими словами, сказанное Иисусом, о дальнейшей судьбе Иерусалима оказывало влияние на тех, кто поверил Ему. Если город был обречён, то какого-либо смысла оставаться там, просто-напросто не было. Вопрос для верующих оставался только в том, когда это произойдёт?, сколько времени оставалось до этого события? Хотя Спаситель и не дал точных дат, но указал, что это дело, не какого уж и далекого будущего:
«Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет» (Лк.21:32).
Не было смысла иметь в Иерусалиме какую-либо недвижимость или мастерские, склады для перепродажи товаров (по совр. бизнес), делать там карьеру, вкладывать средства в какое-либо доходное предприятие и т.д. Город в любом случае в скором времени будет разрушен, да так, что:
«…придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено» (Лк.21:6).
Это не просто «сгущение туч», которое рано или поздно рассеяться, оставив всё как было до этого, нет. Это не рядовая осада города, а его полное уничтожение, где невозможно будет найти спасение. Где привычная реальность скоро кардинально и безвозвратно изменится, где уже невозможен возврат к прежнему.
Следовательно, пока оставалась еще возможность, необходимо было завершить здесь все дела, чтобы «налегке» покинуть город, не сожалея о чем-либо оставшемся в нем. При этом иметь огромные денежные средства при себе (в виде монет того или иного достоинства весом в несколько килограмм) также не имело смыла*. Носить при себе значительные суммы было к тому же еще и не безопасно, так как в мирно то время это могло привлечь к человеку разных преступников (воров, разбойников и т.д.), не говоря уже о периоде смуты и хаоса, который неминуемо бы следовал за этим (ср.Мк.13:12).
*Примечание. Если на территории Римской империи в обороте использовались определенные монеты, которые имели свою ценность, то за пределами этой территории, их ценность могла иметь ограниченное значение, однако отчасти именно туда должны были проникнуть проповедники, неся благую весть для всех народов.
Сам вид проповедника, выступающего от имени Бога, как и само дело проповеди, должно было исходить из того принципа, что эти люди посланы кем-то свыше. И именно Он ведет и направляет их, именно Он послал их, чтобы рассказать остальным о чём-то очень важном, об их жизни и грядущем спасении и т.д. Это не они из собственных непонятных побуждений пришли к другим, навязать им свою какую-то там волю, нет. Они всего лишь исполнители, а значит для чего им иметь значительные запасы материальных средств, если сам Бог на их стороне, заботясь и ведя их.
Поэтому в действиях христианской общины Иерусалима нет ничего необычного, они действовали вполне оправдано, в русле своей веры следуя указаниям Иисуса:
«Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян.2:44-47).
Последствие такого поведения оказывало долгоидущее влияние на дальнейшее развитие событий. И, действительно, отсутствие какой-либо недвижимости и «облегчение» обязательств, позволяло не только покинуть город в нужный момент времени (см.Мк.13:15,16), таким образом, спасая свою жизнь. Но и способствовало исполнению другого, обязательного для исполнения в то время, указания данного Иисусом:
«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:19,20).
Для дела проповеди необходимы были люди, которые в первоначальный момент набирались в основном только из иудеев (сравни Рим.10:14,15), других тогда и не было. Им необходимо было не только уверовать, и получить Святого Духа, но и пройти некоторое обучение от более опытных апостолов. И именно на это, по большому счёту, и была нацелена деятельность общины в Иерусалиме (сравни Деян.2:46,47; 8:4-8; 11:18-22 и далее).
Препятствовать этому процессу или стоять на пути у Бога было крайне неразумно, особенно учитывая чудеса, которые были совершены к тому времени и ту силу, которой обладали последователи Христа. Это понимали даже противники из иудеев (сравни Деян.5:12,37-39), которые были вынуждены признать очевидное*, несмотря на несогласие с последними.
*Примечание. Пресечь дело становления христианства в самом начале, в его зародыше, нельзя было допустить. Конечно в этом были заинтересованы противодействующие Богу силы, о которых и упоминает Пётр (см.выше). Вероятно, именно поэтому в самый начальный период становления Бог явил такое количество чудес (описанных в Деяниях апостолов). Но далее, когда христианство вышло на простор и в широкий мир, в таких чудесах не было более нужды. Заглушить его или пресечь теперь уже не представлялось возможным.
Другими словами, из краткого описания данного выше следует, что стратегия поведения Иерусалимской общины христиан, в то время, позволяла подготовиться и далее нести весть о Царстве в другие народы, а также спастись от грядущего уничтожения, надвигавшегося на Иудею. Перед ними стояли грандиозные задачи, которые могли быть достигнуты только определённым образом. И это, пожалуй, самое главное, что необходимо иметь введу при анализе и понимании случившегося с Ананией и Сапфирой.
Что касается последних, их грех заключался не только в том, что они намеренно лгали, что уже само по себе не является достойным для последователей Христа (мягко говоря). Только одно это уже «наводило тень» на всю общину в целом. А так как это община была единственной в своём роде в то время (в самый ранний период становления), то порочило учение и самого Христа и Бога.
Нетрудно себе представить, что было бы, если бы об этом стало известно, говоря по современному, широкой общественности (скорее всего, это действительно стало бы известно, учитывая значимость происходящего тогда). Этим бы, несомненно, воспользовались бы противоборствующие силы: «Эти сектанты под разными предлогами обирают людей для своей выгоды, клады в карман часть доходов». И это еще в лучшем случае. Как при такой репутации, которая сложилась бы в самом начале можно было бы вообще вести дальнейшую деятельность, да еще направленную во вне, т.е. в языческий мир?*
*Примечание. Стоимость той или иной недвижимости легко можно было бы узнать. Скорее всего, вряд ли кто-либо из врагов стал бы разбираться в том, что имущество принадлежало Анании, факт явного подлога и обмана и проявленной нечестности был бы вопиющим доказательством человеческого происхождения, а не Божественной воли, что опорочило бы христиан, несмотря на проявление чудес. Враги и так вели, говоря по современному, информационную войну, об этом ярко свидетельствует история самого ап.Павла, для исправления и привлечения которого необходимо было не мало приложить усилий с использованием чудес (см.напр.Деян.9:1-22.).
И это то, что лежит на поверхности, по отношению к Богу и исполнения Его намерений. В остальном можно рассмотреть влияние этого факта на других членов общины. Справедливости ради, необходимо отметить, что там и без этого возникали всевозможные вопросы, которые требовали безотлагательного вмешательства и быстрых решений (см.Деян.6:1-4). И вряд ли бы произошедшее не оказало никакого влияния на группу верующих изнутри.
Здесь сразу бы возникло мнение, что: «оказывается, можно пользоваться всеми материальными привилегиями, имея свои собственные планы». Т.е. использовать общину для накопления (т.к. человек живя там, не тратит собственных средств, а держит их в тайне). Вероятно, в этом и состоял, обман, ведь чего ради тогда было бы лгать?
Смысл здесь таков: если бы апостолы знали, что Анания пожертвовал только часть своих средств и у него имеется свои деньги, то вряд ли бы он и его жена имели бы пропитание внутри общины (как и другую материальную поддержку). Это и логично, если вы можете сами себя содержать, то зачем накладывать дополнительные траты и бремя на остальных, т.е. на саму общину в целом?
В действиях Анании и Сапфиры усматриваются не только эгоистические наклонности, но и самое главное не доверие к Богу, т.е. отсутствие веры в то, что Бог в состоянии воплощать свои планы и поддержать материально свои служителей, в этом их не убедили не апостолы не чудеса, творимые ими, не сам Дух…. Самое главное, их действия не способствовали исполнению намерений Бога в тот момент, и даже вредили этому, становясь препятствием к их воплощению в жизнь.