3. Как относятся к ушедшим из организации людям? Считается ли, что все люди, ушедшие из организации, это неудачники, грешники? Именно так мормоны и считают. Если человек ушел от мормонов, то это только потому, что он грешник. Бригам Янг учил своих последователей: “ни один человек не станет отступником, не совершив серьезного проступка” (Учения Президентов Церкви. Бригам Янг. Издание ЦИХСПД, 1997. С. 80.). Далее “пророк” учил: “Один из первых шагов к отступничеству – это поиск ошибок у своего епископа; и когда это происходит, если только в качестве второго шага не следует немедленное покаяние, то шаг за шагом этот человек отсекает себя от Церкви, и это конец. Позволите ли вы себе находить ошибки у своего епископа?” (Там же, стр. 81).
О том, как мормоны относятся к ушедшим из организации людям, можно также узнать, прочитав статью в интернете: Why do some people turn away?
http://www.whyprophets.com/prophets/excuses.htm 4. Какое отношение к религиозной литературе, изданной не этой религиозной организацией? Можно ли ее читать и черпать для своего кругозора что-нибудь? Какое отношение к полемической литературе, написанной оппонентами данной организации? Любой негативный отзыв о мормонах, адепты секты называют антимормонским, что для них является словом ругательным (К примеру, муниты называют людей, критикующих их организацию – “гусеницами”, а сайентологи – “подавляющими личностями”). Вот какое определение дает этому явлению Энциклопедия Мормонизма:
“Антимормонизм состоит из всякой враждебной или полемической оппозиции Мормонизму или Святым последних дней, такой как попытки опорочить Пророка-основателя, его преемников или учения и практические аспекты жизни Церкви. Несмотря на то, что иногда антимормонские публикации задумывались с благими намерениями, часто они принимали форму наговоров, фальшивок, карикатурных описаний, предвзятых мнений и юридических передергиваний, приводящих как к вербальным, так и к физическим оскорблениям” (Encyclopedia of Mormonism, Vol.1, Anti-Mormon Publications.
http://www.ldsfriend.com/general_critic ... ations.htm).
В случае возникновения сомнений у мормонов в ходе чтения критической литературы в адрес секты им предлагается “уколоться и забыться”, то есть вспомнить о том хорошем, что они чувствовали в мормонской организации и обратить внимание на те неприятные чувства, которые у них возникают в ходе чтения критических разборов их вероучения. Посмотрим, какой подход предлагается на одном из мормонских апологетических сайтов:
Если вы смущены анти-мормонской пропагандой и не можете найти ответ в этом разделе, то задайте себе несколько вопросов:
1. Является ли критика, представленная нашими противниками, отражением того, кем мы являемся или того, как мы живем? Когда вы размышляете над убеждениями Святых последний дней, касательно семьи, морали и служения, положительно ли вы оцениваете их? Не позволяют ли вам эти размышления чувствовать себя счастливее и ближе к Богу? Добрые ли это плоды?
2. Какие методы критики используются? Не используется ли ложь, искажения или попытка достичь сенсации? Является ли такой образ действий характерным атрибутом истинного служителя Иисуса Христа? Положительно ли вы оцениваете подобные вещи? Не возникают ли у вас в связи с ними негативные чувства? Не худые ли это плоды?
Спросите себя - кто приносит плоды добрые, а кто нет (
http://www.ldsfriend.com/critic/index.htm).
Немногим отличаются и подходы, предлагаемые официальными мормонскими источниками в случае возникновения сомнений:
“Помните: вера и сомнение не могут существовать в одном и том же разуме в одно и то же время, ибо одно вытесняет другое.
Если к вам в дверь постучатся сомнения, просто скажите этим скептическим, сбивающим с толку, мятежным мыслям: “Я намерен остаться со своей верой, с верой моего народа. Я знаю, что она приносит счастье и удовлетворенность, и я запрещаю вам, агностические, порождающие сомнения мысли, разрушать здание моей веры. Я признаю, что не понимаю все процессы Сотворения, но я принимаю то, что оно произошло. Я допускаю, что не могу объяснить библейские чудеса, и я не пытаюсь это делать, но я принимаю слово Божье. Я не был вместе с Джозефом, но я верю ему. Моя вера пришла ко мне не благодаря науке, и я не позволю так называемой науке погубить ее”” (T. Monson. How the youth of today are to deal with doubts (Ensign, February 2001)/ См. также Лиахона. Май 2001 года. С. 7.)
Помимо того, что мормоны обязаны подавлять любые немормонские мысли, их контроль информации заключается еще и в том, что можно рассматривать только положительные стороны мормонизма, а отрицательные нужно замалчивать. В этой связи показательно высказывание мормонского апостола Бойда К. Пэкера, обращенное к преподавателям мормонской системы образования:
"Для человека, пишущего или преподающего историю церкви существует соблазн захотеть рассказать все, несмотря на то, достойно ли это и укрепляет ли это веру. Некоторые истинные сведения не очень полезны….
Мы не занимаем нейтральную позицию в Церкви. Мы односторонни. Продолжается война, и мы в ней участвуем. Это война между добром и злом и мы являемся воюющей стороной, защищающей добро. Именно поэтому мы связаны обязательством отдавать предпочтение и защищать все то, что представлено в Евангелии Иисуса Христа, ибо мы вступили в завет делать так...
Представьте, что преуспевающей корпорации угрожает захватом власти другая компания. Представьте, что компания, устремившая свои помыслы на захват власти, намерена истощить все имущество своего противника и присвоить эту компанию себе. Вы можете быть уверены, что компания, подвергающаяся подобной угрозе, наймет юридический совет для своей защиты.
Могли бы вы представить, чтобы нанятый адвокат, осознавая необходимость защиты компании и понимая невозможность занимать ту или иную позицию, был бы беспристрастным?
Подумайте, что когда все архивы компании, которую он был принят защищать, открываются ему для создания письменного изложения дела, у него появится возможность собрать улики и послать их вражеской стороне. В связи с этим его фирма может оказаться в большой опасности из-за его предательского поведения.
Не находите ли Вы в этом нарушение этических устоев, честности и морали?" (Elder Boyd K. Packer; BYU Studies Vol. 21, No. 3, pg.263-269. Полный английский текст выступления доступен в интернете:
http://www.xmission.com/~country/reason/mantle.htm).
5. Применяет ли данная организация доносительство за другими членами организации? Применяется ли практика слежки за другими членами собрания? Мормонские миссионеры ходят парами и, в случае нарушения правил одним напарником, другой обязан донести на него президенту миссии.
Что касается рядовых мормонов, то дом каждого из них ежемесячно должны посещать специально назначенные “домашние учителя” или “навешающие сестры” и, помимо прочего, они обязаны проверять, живет ли их подопечный, как положено настоящему мормону. В случае обнаружения каких-либо несоответствий, они должны сообщить об этом президенту прихода.
"Через коллективную и индивидуальную работу с паствой осуществляется контроль за поведением прихожан, соблюдением ими церковных догматов и правил, особенно запретов на курение, употребление алкогольных напитков, наркотиков и др. Для выявления нарушителей, а также инакомыслящих, применяются методы тайного надзора, что стало предметом разоблачений в печати в 1992 году. За свои взгляды некоторые либеральные деятели церкви подвергались гонениям и отлучениям. Сбором информации о таких нарушениях занимается “Комитет по укреплению членов церкви”" (Справка Генерального консульства РФ в Сан-Франциско №341 от 14 декабря 1995 г. “О роли
мормонской церкви в политической и общественной жизни США” См.
http://www.stolica.narod.ru/pseudo/mormon/005.htm).
6. Отбивается ли охота к индивидуальным решениям? Прививается ли боязнь мыслить независимо, принимать свои собственные решения? Боязнь "внешнего мира"? Боязнь потерять спасение? Навязывается ли мысль, что лучше подчинение группе (организации), чем личное мнение? Рассмотрим некоторые цитаты по этому поводу.
“Любой святой последних дней, который осуждает или выступает, активно или как-нибудь по другому, против пророков, провидцев и носителей откровений церкви, культивирует дух отступничества. Нельзя плохо отзываться о помазаннике господнем... и сохранять в своем сердце святой дух. Игры подобного рода – любимое времяпровождение Сатаны, и он применял это к верующим душам. Он [т.е. сатана] одерживает огромную победу, когда добивается, чтобы члены церкви высказывались против своих руководителей и мыслили самостоятельно.
“Когда говорят наши руководители, размышления уже сделаны. Когда они предлагают план, то это Божий план. Когда они указывают путь, то нет другого безопасного пути. Когда они дают указания, то это должно означать прекращение всякой полемики. Бог не действует никаким другим путем. Думать по-другому, без немедленного покаяния, может означать потерю веры, это может разрушить свидетельство и поставить такого человека вне царствия Божия” (Ward Teachers message, Deseret News, Church Section, May 26, 1945, p. 5).
Еще ранее Хебер Кимбалл заявлял: “Если же ваш руководитель говорит вам что-либо сделать, то делайте. Не ваше дело [рассуждать], правильно это или нет” (Journal of Discourses, vol. 6, p.32).
Насчет полномочий Джозефа Смита было сказано:
“Когда брат Джозеф Смит жил, он был нашим Пророком, нашим Провидцем и Насителем откровений, он был нашим диктатором во всех вещах Божиих, и нам надлежало слушать его и делать именно так, как он нам велел” (Journal of Discourses, Vol. 2, p. 106 ).
Президент Мерион Г. Ромни из первого президентства, цитирует мормонского пророка Хебера Гранта: “‘Всегда внимательно следите за Президентом Церкви и если он когда-нибудь скажет сделать что-нибудь, что неправильно, а вы это сделаете, то Господь благословит вас за это’. Затем, подмигнув, он сказал: ‘Но не нужно беспокоиться. Господь никогда не даст своему глашатаему увести народ в неверном направлении’” ("Conference Report" Oct. 1960 p. 78).
Мормоны также считают, что без признания Иосифа Смита невозможно обрести спасение (ср. Деяния 4:12). Бригам Янг изрек следующее: “Любой разумный человек, который, будучи проинформирован, не признает, что Иосиф Смит младший – Пророк Божий, находится во тьме, и противопоставляет себя нам и Иисусу и его царствию на земле” (Journal of Discourses, vol. 8, p. 223).
Апостол Брюс МакКонки делает следующее утверждение: “Если бы не Джозеф Смит и восстановление, то не было бы спасения. Нет спасения вне Церкви Иисуса Христа Святых последних дней” (Bruce R. McConkie. Mormon Doctrine, p. 670 ).
Мормонский пророк Эзра Тафт Бенсон также высказал “14 основных принципов следования пророку”. Которые вкратце сводятся к тому, что мормонскому пророку необходимо беспрекословно подчиняться во всем, а те, кто этого не делают или считают, что этого не нужно, - великие грешники.
Вот эти “принципы”:
Пророк – единственный человек, который говорит во всем вместо Господа.
Живущий пророк более необходим нам, чем образцовые труды [Так мормоны именуют Библию, Книгу Мормона, Учение и Заветы и Драгоценную Жемчужину – Ю.К.].
Живущий пророк более важен для нас, чем умерший [Это на те случаи, когда один мормонский пророк противоречит другому – Ю.К.]
Пророк никогда не поведет Церковь по неверному пути.
От пророка не требуется обладание какими-либо особыми навыками или научными степенями, чтобы говорить о чем угодно или выступать по любому поводу в любое время.
Пророк не должен говорить: “Так речет Господь”, чтобы дать нам писание.
Пророк говорит нам то, что нам нужно знать, а не всегда то, что мы хотим знать.
Пророк не ограничен человеческим разумением.
Пророк может получить откровение по любому поводу – как по мирскому, так и по духовному.
Пророк может быть вовлечен в гражданские дела.
Сложнее всего следовать пророку ученым и богатым гордецам.
Пророк не обязательно популярен в миру и светских кругах.
Пророк и его советники составляют Первое Президентство – высший кворум в Церкви.
Пророк и президентство – живущий пророк и Первое Президентство – следуйте им и будете благословлены; отвергните их и будете страдать (Fourteen Fundamentals in Following the Prophet by Ezra Taft Benson. February 26, 1980.
http://www.lds-mormon.com/fourteen.shtml).
Итак, несложно заметить, что “Церковь Иисуса Христа Святых последних дней” вполне соответствует критериям организации, применяющей методы тотального контроля над адептами, т.е. секте.