Расселл масоном не был.
Разве не знаете, что вы - храм Божий и дух Божий обитает в вас? Если кто уничтожит храм Бога, Бог уничтожит того; ибо храм Бoгa свят, и этот храм - вы. (1 Коринфянам 3:16,17, перевод "Нового мира").
"Расселл был масоном" - пишут уважаемые публицисты. "Расселл принадлежал к высшему градусу масонства" - утверждают другие. Простому читателю ничего не остаётся, как верить их авторитету и праведно негодовать по поводу такого коварства основателя религии, которая сейчас известна, как "Свидетели Иеговы".
Действительно, как отмечают некоторые исследователи, к такому выводу можно придти уже на основании масонских символов, которыми были наводнены издания созданного Ч.Т.Расселом Общества "Сторожевая башня". Если сюда ещё прибавить то, что Расселл, на протяжении всей своей жизни, интересовался Великой пирамидой в Гизе, так же как и представители масонства, и если учесть его желание установить на своей могиле памятник, выполненный в масонской символике в виде всё той же пирамиды, то напрашивается вполне очевидный вывод - Расселл был масоном.
Но вывод то напрашивается, да только больше этого "напрашивания", на основании определённых эстетических запросов Расселла у нас ничего и нет. Если не считать страстного желание исследователей жизни "пастора" и его противников найти нечто с ног сшибающее и сенсационное.
Но ни свидетельств очевидцев, ни каких-то документов, которые бы подтверждали масонство Расселла у историков попросту нет. Нет ровным счётом ничего, если не считать одного заявления, которое Ч.Т.Расселл сделал на конгрессе Международных Исследователей Библии (МИБ) в 1913 году, где он заявил: "Я вольный каменщик".
Заявление это позвучало в его речи, которая была опубликована, дословно, в Специальном Отчете о конгрессе МИБ под названием “Храм Бога” на стр. 120-127 (этот Отчёт можно найти на сайте Рэндела Ватерса (Randall Watters) -
http://www.freeminds.org).
Упомянутое выше высказывание Расселла, и используют некоторые исследователи, чтобы сделать следующие, на первый взгляд вполне разумные заявления:
"…Чарльз Рассел также был масоном. Первые собрания так званых свидетелей Иеговы в США проходили в масонских храмах. Рассел не только принадлежал к одной из масонских лож, но в своих храмовых речах он проводил параллели между масонами и основанным культом." (П. Павлюк , "Тайная архитектура").
"...первые два президента Общества Сторожевой Башни Рассел и Рутерфорд были масонами. Основатель Ч.Т. Рассел использовал масонские символы "крест в короне", "крылатое солнце", "башня крепости" и "пирамиду", которую он тщательно "изучал". Свидетели Иеговы имеют внутреннюю структуру посвящения аналогичную масонской. Учение о земном раю также отчасти соответствует масонскому новому мировому порядку и др." (И. Скерцо, "О всех сектах сразу")
Далее, на основании этих "доказанных" фактов, и учитывая недавнее заявление главного редактора израильской газеты «Джерузалем пост»Давида Горовица, сделанное им в его в книге "Пастор Чарльз Рассел. Христианский сионист Америки" (Pastor Charles Russel. American Cristian Zionist) о том, что Расселл был сионистом (1), некоторые спешат выдвинуть идею заговора с участием Расселла, во главе которого стоял никто иной, как сам Ротшильд, и целью которого было - создание государства Израиль на палестинских землях, т.е. в границах исторической родины израильтян. Это стало реальностью в 1947 году, а значит уже одно это, вроде бы, позволяет говорить о действительности такого заговора.
Но опять "вроде бы" и не более того.
Но, чтобы придти к какому-то заключению и нам недостаточно просто посмяться над всеми этими утверждениями, и поставив точку, утверждать, что мы правы, и Расселл не был масоном. Надо привести факты того, что он таковым не являлся. И нам в этом отношении легче, потому что в этой ситуации не требуются документы о том, что "господин Расселл никогда не являлся масоном". Нет нам нужны прямые утверждения Расселла о том, что он не был масоном, только по той простой причине, что этого будет достаточно. Почему? Да, только потому, что это в наше время Свидетелям Иеговы нужно было бы скрывать своё масонское происхождение, из-за многих фактов антихристианской деятельности масонов, но во времена Расселла, не столь далеко ушедшие со времён Войны за Независимость в США, масоны пользовались заслуженным уважение, как основатели государственности этой страны. Поэтому, если когда-то Расселл был бы масоном, он не стал бы это скрывать, но при соответствующем случае подтвердил бы это.
И этот случай представился однажды, когда, как было сказано выше, один из конгрессов Международных Исследователей Библии (так тогда назывались последователи Расселла) проходил в здании бывшего масонского храма, которое было куплено Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania для своих нужд. Вот тогда Расселл и упомянул старых хозяев, но не для того, чтобы признаться, что он так же из их среды, а чтобы используя понятие "масонство", развить аллегорию по этому случаю, далеко идущую в описании духовного Храма, присутствия Христа и той роли, которую он приписывал себе и своим сторонникам, как участникам грандиозного строительства Царства во главе с главным Мастером, т.е. Иисусом, Сыном Бога.
Вот и всё что можно было бы сказать, но мы постараемся, всё-таки коротко разобрать упомянутую речь Расселла и подтвердить эти утверждения.
Итак, свою речь Расселл начал с того, что сказал, на основании 1 Коринфянам 3:17, следующее:
"Моя тема в течение этого дня, дорогие друзья, найдена в словах Апостола, "храм Бoгa свят, и этот храм - вы".
Эти слова явились лейтмотивом всей расселловской статьи. Далее используя образ и понятие храма Расселл развивает мысль о том, что те, кто сами являются "храмом Божиим" должны блюсти святость и быть "рыцарями" этого храма. А так как в масонстве очень уважается как раз орден рыцарей-тамплиеров, существовавший в Средние века, а так же всё, что связано с Первых или соломоновым храмом, включая образ его строителя Хирама, то, естественно, это является тем общим, что роднит Расселла и его последователей с масонами. Но не более того, - это только общность символики, терминологии и исторического наследия определённой направленности.
Поэтому-то Расселл и говорит, что "он так же вольный каменщик", ведь он вообще относит к себе и своим последователям слова: "Вы Храм Божий"!
Поэтому это его утверждение должно вызывать вопросов больше нежели его "возглас":"Я масон". Это, как было уже отмечено, не столь уж и странно, учитывая контекст этого заявления.
Да, самовольное присвоение себе титула "Храма Божия" - вот факт для исследования, потому что после такого заявления понятно, что те бедные масоны, тамплиеры (рыцари храма) являются ничем по сравнению с Расселлом и его единомышленниками. Последние - это уже не просто люди, а "живые камни храма".
Не думаете ли вы, что обращать внимание надо на это утверждение Расселла, а не на его слова о мнимом масонстве? Именно поэтому в данной речи Расселл так благодушен ко всем - и к баптистам, и к лютеранам, и даже, к католикам, естественно, - к масонам? Просто Расселлу уже нечего с ними делить, - он всё равно несравнимо выше их, и как "Божий храм" занимает более высокое положение.
Имея такую уверенность, будешь благодушен и снисходителен. Поэтому то Расселл в начале статьи называет друзьями пресвитериан, и методистов, баптистов и католиков, универсалов и представителей англиканской церки, наравне с масонами, он пишет о том, что их всех объединяет - масоны и другие имели “крупицы истины”.
Как это непостижимо и удивительно для современных Свидетелей Иеговы!
Представьте на секунду, что в журнале "Сторожевая башня" говорится, что на протяжении веком "истина была сохраняема по крупицам в каждой конфессии, иначе бы они просто не существовали, но были бы Богом устранены". Как вы думаете, возможно ли это для современного ОСБ? Но для Расселла это было реальностью и одним из его основных представлений о христианстве. Это утверждение Расселла также гораздо важнее, чем все эти туманные намёки о масонстве.
Он пишет о различных учениях христианских конфессий :
"...мы помним, что мы имели очень похожие с ними мысли и не так уж давно; однако не находя их несостоятельными, мы рады, что мы приходим к пониманию более разумного и гармоничного пути...”
Именно поэтому Расселл говорит и о масонах также, как и о христианских конфессиях, т.е. делая упор на общее, и не заостряя внимание на противоречиях:
“Я очень рад этой особой возможности сказать слово о вещах, в которых мы согласны с нашими масонскими друзьями, так как мы говорим в здании, посвященном масонству и мы также масоны. Я Свободный масон. Я свободный и признанный масон... Итак, и я свободный и признанный масон. Я также думаю, что и мы все. Но не совсем в том стиле, что наши масонские братья. У нас нет с ними раздоров. У меня нет намерений говорить что-либо против масонов, и я даже могу быть признательным, что существуют определенные очень точные истины, разделяемые нашими масонскими друзьями. Я говорил им иногда об этом, а они спрашивали, КАК ты можешь знать обо всем этом? Мы полагали, что никто не мог знать обо всех этих вещах, кроме того, кто имел доступ к нашей высшей логике (или знаниям)”.
Итак, Расселл называет и масонов и католиков и представителей других конфессий христианства друзьями! Однако это не означает, что он сам католик или масон. Это просто его личное отношение к представителям этих религий и организаций.
Разобравшись с началом этой "исторической" статьи, мы выполнили основную часть нашей работы, т.к. мы определили контекст всех дальнейших утверждений Расселла и его мотивы. Всё остальное в данной статье интересно только потому, что оно подтверждает сделанные выводы о непричастности Расселла к масонам, точно так же, как и к католикам, методистам или пресвитерианцам.
О чём же говорит далее Расселл в этой статье, и вообще какие основные идеи он выдвигает в этой "беседе"? Давайте обобщим это для того, чтобы предать "результативность" этому исследованию, а не ограничиватьяс только отрицанием чего-то несущественного.
Итак, прежде всего подчеркнём то, что мы уже отметили и пойдём далее.
Во-первых, Расселл говорит о том, что истина была сохранена по крупицам в каждой христианской конфессии, только поэтому Бог их сохранил. Таким образом, все христианские конфессии, и даже масоны имеют в своих учениях "крупицы истины".
Во-вторых, он, естественно, ставит себя выше масонов, так как он обладал “большими” тайнами, чем они, полученными от самого Господа!
В-третьих, он объясняет, что, говоря о том, что он масон, он имеет ввиду "библейское масонство:
"Мы собираемся обсудить свободное и признанное масонство – Библейское Масонство, мои дорогие друзья”.
В-четвёртых, он разделяет масонскую теологию, которая не признает библейский взгляд на Иисуса Христа:
“...вы знаете, что Верхушка Пирамиды является совершенной сама по себе, и все камни ниже просто проходят вдоль линии, идущей от верхнего камня; и верхний камень – это то, что Библия называет Иисусом – главным краеугольным камнем”.
Здесь видно, что Расселл просто перепутал "систему координат", т.к. ясно, что в Библии Христос - это камень основания, краеугольный камень, но не камень в вершине какой-то пирамиды!
В-пятых, Расселл путает свою собственную "теологию" пирамиды и христианской "теологией" храма Божьего, и ошибочно сравнивает этот храм с масонским:
“Храм не будет завершен до того, пока каждый живой камень не будет там. И что потом? Дальше будет то, что наши масонские друзья делают так много, и то что, мы делаем так много, а именно: прославление храма. Это важная вещь в масонстве. Это подобно тому, как мудрый Соломон – прообраз Иисуса – предложил жертву, и как Бог принял ее, и как слава Господа вошла в Храм. Точно также и наш Храм, Церковь в славе, не будет Храмом Бога, пока Небесный Отец сам не признает его.”
В-шестых, Рассел также ошибочно сравнивать небесное правление, т.е Царственное Священство с орденом Рыцарей Храма, т.е. с тамплиерами - антихристианской организацией, которую масоны взяли в качестве примера для своей структуры:
"Но я сейчас говорю об этом великом ордене масонства, в котором Иисус – Великий Мастер. Этот Орден должен начать действовать особенным путем. Есть определенные условия – низкие врата, узкий путь, трудная дорога.”
В-седьмых, Расселл развивает теорию о благословенности "малого стада", как духовных масонов и их оправдания через искупительную жертву Христа. Он пишет о таком члене "малого стада" или духовном масоне следующее:
"...все его прошлое покрыто кровью (имеется в виду искупительная кровь Христа, автор); Иисус сделал его полноценным. Он принят как член этого духовного масонства. Благодарение Богу! Всем этим духовным масонам следует знать друг друга, но не во плоти, а в духе.”
В-восьмых, Рассел вводит понятие о второстепенном классе христиан, который не является Царственным Священством, но всё-таки идёт на небо. Он называет этот класс - “Великое Общество”. В дальнейшем, это учение Расселла получило своё продолжение в учении Общества "Сторожевой башни" о "великом множестве", которое будет жить в раю на земле - т.е. в антихристианском учении о двух классах христиан с разной надеждой, а значит с разной степенью "полноценности".
И здесь следует отметить, что на странице 121 Расселл делает самое существенное заявление по поводу того был ли он масоном. Он ясно заявляет, что он масоном никогда не был, говоря:
“Хотя я никогда не был масоном, но я слышал, что в масонстве имеется кое-что, что очень близко иллюстрирует все это.”
Подчёркивая: "всё это", - Расселл имел ввиду те свои учения, которые были упомянуты нами выше.
Итак, представляется совершенно очевидным доказанный факт, что Расселл никогда не был масоном, но один раз так назвал себя используя свои обычный метод образно-аналогового объяснения своих учений.
Я считаю, что с точки зрения современности, такой шаг являлся бы довольно глупым, но для 1913 года использование такого способа доказательства своей правоты не представляется рискованным или необоснованным. По крайней мере, один вывод к которому мы должны придти, заключается в том, что недопустимо в публикациях, посвящённых Обществу "Сторожевой башни" продолжать утверждать, что его родоначальник Ч.Т.Расселл был когда-то масоном. Для такого утверждения нет фактов, а основанием может служить только экстравагантность поступков и слов самого "пастора".
Итак, всё дело в том, что Расселл считал себя выше масонов, не не относился к ним достаточно серьёзно, чтобы их учения могли конкурировать с его же собственными, кроме того, он был уверен в том, что он обладает гораздо лучшим пониманием библейской истины, и этим пониманием его наделил сам Бог.
Поэтому не может быть и речи, что в 1913 году, - через 34 года после создания в 1879 году (появление первого номера журнала "Сторожевая башня"), по сути дела, своей собственной религии, и через 29 лет после регистрации в 1884 году Общества Сионской сторожевой башни и трактатов в Пенсильвании, ставшей объединяющим центром Международных Исследователей Библии, - вдруг Расселлу приходит в голову мысль вступить в ряды какого-то масонского ордена. У него для такого поступка не было никаких ни объективных ни субъективных предпосылок.
Ну, а о том, что он не стал масоном до 1913 года, т.е. на момент произнесения речи "Храм Бога", Расселл заявил конкретно и ясно в указанной речи.
Следует подумать и о том, что Расселл был одним из самых публикуемых авторов начала двадцатого века, т.е. человеком популярным, чьи взгляды были широко известным общественности. По данным из книги "Возвещатели Царства" на странице 561 следует, что "в газетах...задолго до Первой мировой войны брат Расселл регулярно публиковал свои проповеди, и вскоре они стали распространяться очень широко. Проповеди печатались одновременно более чем в 2 000 газет, которые читали 15 миллионов человек в Австралии, Великобритании, Канаде, Соединенных Штатах и Южной Африке".
Действительно, во всём мире было трудно найти более читаемого главу какой-то конфессии или религии, не говоря уже о масонских организациях. Расселл был "на виду". Поэтому было бы трудно скрыть от широкой общественности какие-то факты его биографии - журналисты непременно бы об этом написали, но таковых фактов не было.