24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.
(Быт.3:24)
2 Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя.
(Пс.79:2)
1 Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да трясется земля!
(Пс.98:1)
16 Господи Саваоф, Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю.
(Ис.37:16)
1 И видел я, и вот на своде, который над главами Херувимов, как бы камень сапфир, как бы нечто, похожее на престол, видимо было над ними.
2 И говорил Он человеку, одетому в льняную одежду, и сказал: войди между колесами под Херувимов и возьми полные пригоршни горящих угольев между Херувимами, и брось на город; и он вошел в моих глазах.
3 Херувимы же стояли по правую сторону дома, когда вошел тот человек, и облако наполняло внутренний двор.
4 И поднялась слава Господня с Херувима к порогу дома, и дом наполнился облаком, и двор наполнился сиянием славы Господа.
5 И шум от крыльев Херувимов слышен был даже на внешнем дворе, как бы глас Бога Всемогущего, когда Он говорит.
6 И когда Он дал повеление человеку, одетому в льняную одежду, сказав: "возьми огня между колесами, между Херувимами", и когда он вошел и стал у колеса, -
7 тогда из среды Херувимов один Херувим простер руку свою к огню, который между Херувимами, и взял и дал в пригоршни одетому в льняную одежду. Он взял и вышел.
8 И видно было у Херувимов подобие рук человеческих под крыльями их.
9 И видел я: и вот четыре колеса подле Херувимов, по одному колесу подле каждого Херувима, и колеса по виду как бы из камня топаза.
10 И по виду все четыре сходны, как будто бы колесо находилось в колесе.
11 Когда шли они, то шли на четыре свои стороны; во время шествия своего не оборачивались, но к тому месту, куда обращена была голова, и они туда шли; во время шествия своего не оборачивались.
12 И все тело их, и спина их, и руки их, и крылья их, и колеса кругом были полны очей, все четыре колеса их.
13 К колесам сим, как я слышал, сказано было: "галгал".
14 И у каждого [из] животных четыре лица: первое лице - лице херувимово, второе лице - лице человеческое, третье лице львиное и четвертое лице орлиное.
15 Херувимы поднялись. Это были те же животные, которых видел я при реке Ховаре.
16 И когда шли Херувимы, тогда шли подле них и колеса; и когда Херувимы поднимали крылья свои, чтобы подняться от земли, и колеса не отделялись, но были при них.
17 Когда те стояли, стояли и они; когда те поднимались, поднимались и они; ибо в них [был] дух животных.
18 И отошла слава Господня от порога дома и стала над Херувимами.
19 И подняли Херувимы крылья свои, и поднялись в глазах моих от земли; когда они уходили, то и колеса подле них; и стали у входа в восточные врата Дома Господня, и слава Бога Израилева вверху над ними.
20 Это были те же животные, которых видел я в подножии Бога Израилева при реке Ховаре. И я узнал, что это Херувимы.
21 У каждого по четыре лица, и у каждого по четыре крыла, и под крыльями их подобие рук человеческих.
22 А подобие лиц их то же, какие лица видел я при реке Ховаре, - и вид их, и сами они. Каждый шел прямо в ту сторону, которая была перед лицем его.
(Иез.10:1-22)
Итак, что мы можем узнать из этих библейских мест о херувимах? Видим - херувимы созданы для того, чтоб утверждать величие Бога. Это весьма могущественные Божьи создания.
*** w07 1.7. с. 11—12 Примечательные мысли из книги Иезекииля — часть I ***
1:4—28 — Что символизирует небесная колесница? Колесница символизирует небесную часть организации Иеговы, состоящую из верных духовных созданий. Она движима силой святого духа Бога. Величие Того, кто правит колесницей,— Иеговы Бога,— невозможно описать. Его спокойствие изображается красивой радугой.
1:5—11 — Что представляют собой четыре животных? В своем втором видении колесницы Иезекииль называет четырех животных херувимами (Иезекииль 10:1—11; 11:22). В последующем описании он называет лицо тельца «лицом херувимовым» (Иезекииль 10:14). Это вполне уместно, поскольку телец символизирует силу и мощь, а херувимы — это могущественные духовные создания.
*** w99 1.2. с. 20 Приноси жертвы, угодные Иегове ***
В ДАЛЕКОМ прошлом у восточного входа в Едемский сад можно было наблюдать удивительное зрелище. Вход в сад охраняли могущественные херувимы, и их внушительная внешность давала понять, что пройти туда никому не удастся. Грозно выглядел и пламенеющий клинок вращающегося меча, свет от которого в вечернюю пору мог освещать деревья вокруг (Бытие 3:24, ПАМ). Каким бы притягательным ни казалось это зрелище, наблюдать его можно было лишь на почтительном расстоянии.
*** w98 15.6. с. 16 абз. 16—19 Цените ли вы организацию Иеговы? ***
16 На Иезекииле была рука Иеговы, и пророку было дано волнующее видение: он увидел Иегову на престоле, в грандиозной небесной колеснице с громадными колесами, на ободьях которых было множество глаз. Интересно то, что в видении говорится о четырех созданиях, стоявших по одному у каждого колеса. «Таков был вид их: облик их был как у человека; и у каждого — четыре лица, и у каждого — четыре крыла... Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны — лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех» (Иезекииль 1:5, 6, 10).
17 Кто были эти четыре живых создания? Иезекииль говорит, что это были херувимы (Иезекииль 10:1—3, 14). Но почему у них было четыре лица? Это для того, чтобы показать четыре превосходных качества Владыки Господа Иеговы. Лицо орла символизирует мудрость и дальновидность (Иов 39:27—29). А что представляло лицо тельца, или быка? У быка необычайно сильные шея и плечи, известны случаи, когда разъяренный бык поднимал лошадь с наездником. Поэтому телец символизирует безграничную силу Иеговы. Лев представляет неустрашимость и справедливость. И наконец, логично, что лицо человека указывает на Божью любовь, так как человек — единственное земное создание, способное сознательно проявлять это качество (Матфея 22:37, 39; 1 Иоанна 4:8).
18 Есть и другие видения, помогающие увидеть полную картину. К ним относятся видения Иоанна, описанные в книге Откровение. Как и Иезекииль, Иоанн видит Иегову на престоле величия и вокруг престола херувимов. Что делают эти херувимы? Они вторят возгласам серафимов из 6-й главы книги Исаии: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откровение 4:6—8). У престола Иоанн видит также и агнца. Кто это? Агнец Божий — Иисус Христос (Откровение 5:13, 14).
19 Итак, что же мы узнали из этих видений? То, что во главе небесной организации стоит Иегова Бог, а рядом с его престолом находится Агнец, Иисус Христос, который является Словом, или Логосом. Мы также познакомились с небесным воинством ангелов, включая серафимов и херувимов. Они являются частью большой объединенной организации, служащей намерениям Иеговы.
*** w91 15.3. с. 9 абз. 3—5 Небесная колесница Иеговы в движении ***
3 Иезекииль сообщает: «Я видел: и вот бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него... и из средины его видно было подобие четырех животных [четырех живых созданий, НМ]» (Иезекииль 1:4, 5). У каждого из этих четырех живых созданий или херувимов было четыре крыла и четыре лица. У них было лицо льва, что означает справедливость Иеговы; лицо тельца, что означает силу Иеговы; и лицо орла, что означает Его мудрость. У них также было лицо человека, символизирующее любовь Иеговы (Второзаконие 32:4; Иов 12:13; Исаия 40:26; Иезекииль 1:10; 1 Иоанна 4:8).
4 Поскольку каждое из их лиц смотрело в одну из четырех сторон, херувимы могли мгновенно менять свое направление и следовать лицу, которое смотрело в желаемую сторону. Какую они могли достигать скорость? Они могли двигаться со скоростью молнии! (Иезекииль 1:14). Никакое перевозочное средство, сделанное человеком, не достигало когда-либо такой скорости!
5 Неожиданно появляются колеса колесницы. Как необыкновенно выглядят они! В 16 и 18 стихах говорится: «По виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе... высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз». Одно колесо около каждого херувима составляло четыре колеса на четырех соответствующих местах. Колеса блестели как хризолит – прозрачный, просвечивающий желтый или зеленый камень. Это придает великолепному видению еще больше света и красоты. Так как ободья колес были „вокруг полны глаз“, они не шли слепо в каком-либо направлении. Колеса были чрезвычайно высокие, итак одним единственным оборотом могли проехать большое расстояние. Они могли, подобно четырем херувимам, перемещаться с быстротой молнии.
*** w89 15.2. с. 8 абз. 4 Слушай! Страж Иеговы говорит ***
В видении он видел небесную колесницу Иеговы в сопровождении «четырех животных [живых существ]». (Читай Иезекииль 1:4—10.) Каждое «живое существо», т. е. каждый крылатый херувим, имел четыре лица (Иезекииль 10:1—20; 11:22). Это указывает на то, что херувимы владеют данными Богом любовью (человек), справедливостью (лев), мощью (телец или бык [НМ]) и мудростью (орел). Каждый херувим стоял рядом с огромным „колесом, находившимся в колесе“, и дух Бога — Его действенная сила — мог передвигать их в любом направлении (Иезекииль 1:1—21).
*** re гл. 14 с. 80—81 абз. 18—24 Величие небесного престола Иеговы ***
18 Теперь Иоанн видит следующее: «И посреди престола и вокруг престола — четыре живых существа, полные глаз спереди и сзади» (Откровение 4:6б).
19 Что представляют собой эти существа? Видение, данное другому пророку, Иезекиилю, помогает нам ответить на этот вопрос. Иезекииль видел Иегову на престоле в небесной колеснице, а возле нее — живых существ, черты которых напоминают те, что описал Иоанн (Иезекииль 1:5—11, 22—28). Позднее Иезекииль снова видел эту колесницу с престолом в сопровождении живых существ. Однако на этот раз он называет их херувимами (Иезекииль 10:9—15). Четыре живых существа, которых видит Иоанн, вероятно, представляют множество херувимов Бога, занимающих в его духовной организации высокое положение. Иоанна, по-видимому, не удивило то, что херувимы находятся так близко к Иегове, поскольку в древнеизраильском шатре над крышкой ковчега, представлявшей престол Иеговы, располагались два золотых херувима. Посреди этих херувимов слышался голос Иеговы, дававший указания народу (Исход 25:22; Псалом 79:2).
20 Четыре живых существа находились «посреди престола и вокруг престола». Как понимать эту фразу? Она может означать, что херувимы находятся на середине каждой из четырех сторон престола. Так, в одном переводе эта фраза звучит: «Окружая престол со всех сторон» («Today’s English Version»). Это выражение также может означать, что четыре живых существа находятся в центре небесной сферы, где располагается престол. Вероятно, именно поэтому в одном из переводов Библии говорится: «В центре, вокруг самого престола» («The Jerusalem Bible»). Важно то, что херувимы находятся близко к престолу Иеговы — подобно херувимам, которых Иезекииль видел по углам колесницы Иеговы, представляющей его организацию (Иезекииль 1:15—22). Все это созвучно словам из Псалма 98:1: «Господь царствует... Он восседает на херувимах».
21 Иоанн продолжает: «Первое существо подобно льву, второе существо подобно тельцу, третье существо имеет лицо как у человека, а четвертое существо подобно летящему орлу» (Откровение 4:7). Почему эти четыре живых существа так отличаются друг от друга? Каждое из них, вероятно, подчеркивает определенное качество Бога. Первым упоминается лев. Лев в Библии символизирует смелость, особенно в борьбе за справедливость и праведность (2 Царств 17:10; Притчи 28:1). Таким образом, лев удачно представляет то, что Бог смело выступает за справедливость (Второзаконие 32:4; Псалом 88:15). Второе живое существо напоминает тельца. С каким качеством ассоциируется это животное? Израильтяне ценили тельца, или вола, за его силу (Притчи 14:4; смотрите также Иов 39:9—11, СоП). Следовательно, телец символизирует силу, или динамическую энергию, исходящую от Иеговы (Псалом 61:12; Исаия 40:26).
22 У третьего живого существа лицо, как у человека. Это, вероятно, символизирует любовь, подобную любви Бога, поскольку на земле лишь человек создан по образу Бога и обладает этим превосходным качеством (Бытие 1:26—28; Матфея 22:36—40; 1 Иоанна 4:8, 16). Несомненно, херувимы проявляют это качество, когда служат у престола Иеговы. А что представляет собой четвертое живое существо? По виду оно напоминает летящего орла. Сам Иегова обращает внимание на прекрасное зрение орла: «Оттуда высматривает себе пищу: глаза его смотрят далеко» (Иов 39:29). Таким образом, орел уместно символизирует дальновидность и мудрость. Иегова — Источник мудрости. Херувимы пользуются мудростью Бога, слушаясь его указаний (Притчи 2:6; Иакова 3:17).
Звучит хвала Иегове
23 Иоанн продолжает: «И у каждого из четырех живых существ по шесть крыльев; вокруг и внутри они полны глаз. И ни днем, ни ночью не знают они покоя и говорят: „Свят, свят, свят Иегова Бог, Всемогущий, который был, и есть, и грядет“» (Откровение 4:8). То, что живые существа полны глаз, указывает на их зоркость, способность видеть все. Это качество они проявляют непрестанно, поскольку не нуждаются в сне. Они подражают Тому, о ком сказано: «Очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему» (2 Паралипоменон 16:9). Из-за такого множества глаз херувимы видят все и везде. Ничто не ускользнет от их внимания. Это качество помогает им служить Богу в осуществлении его правосудия. Об Иегове говорится: «На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых» (Притчи 15:3). Поскольку херувимы имеют три пары крыльев,— а число три в Библии используется для подчеркивания,— они перемещаются со скоростью молнии, провозглашая и исполняя приговоры Иеговы.
24 Послушайте, как мелодично льется, как волнует песнь хвалы, которую херувимы возносят Иегове: «Свят, свят, свят Иегова Бог, Всемогущий, который был, и есть, и грядет». Число три вновь здесь используется для подчеркивания. Херувимы с решимостью подтверждают святость Иеговы Бога. Он — Источник и наивысший Образец святости. Он также «Царь... вечности», он от века и до века «Альфа и Омега, первый и последний, начало и конец» (1 Тимофею 1:17 Откровение 22:13). Херувимы беспрестанно провозглашают несравненные качества Иеговы перед всем творением.
Что мы ещё можем узнать о херувимах?
13 Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего.
14 Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней.
15 Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония.
16 От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней.
17 От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор.
18 Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя.
(Иез.28:13-18)
Сатана диавол, согласно этому Библейскому месту, до того как согрешил и стал Божьим противником, был в небесной Божьей организации херувимом осеняющим. Он находился подле Бога, и имел от Бога задачу - осенять недавно созданных Богом людей, тоесть, заботиться и помогать молодому человечеству, осенять его.
Но, к сожалению, этот херувим, помазанный на то, чтоб осенять людей, согрешил, возжелав себе почестей от им осеняемых людей таких, которые, по праву, пренадлежали только Богу. И как грешник, добавим - сознательный отступник, был изгнан из "святой горы Божьей" из среды "огнистых камней".
Этот херувим осеняющий стал нечистым, тщеславным беззаконником - сатаною и дьяволом (обманщиком и противником)
Почему я назвал небесное устройство духовных существ, созданных Богом, организацией? Всё очень просто. Небесное воинство Иеговы (ангелы, серафимы, херувимы) действуют не по своевольным желаниям, но организованно, подчиняясь руководству Иеговы и Его Сына Иисуса Христа. Иными словами - это не разношерстая анархия, а стройная организованная сила, со своей небесной иерархией (Архангел, херувимы, серафимы, ангелы)которая организованно выполняет Божьи рапоряжения и каждый из которых имеет свой собственный "фронт работ" А это и есть организация. Небесная Божья организация послушных Богу духовных созданий.